Особенности процесса социальной адаптации детей – вынужденных мигрантов из регионов Новороссии и Украины
Научная статья
Для цитирования
Воронов В. В., Шулепина А. М. Особенности процесса социальной адаптации детей – вынужденных мигрантов из регионов Новороссии и Украины // Власть. 2023. Том 31. № 5. С. 191-199. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i5.9817
Аннотация
Сложная геополитическая ситуация из-за специальной военной операции России на Украине сопровождается серьезными рисками для жизни жителей разных областей Новороссии и Украины, особенно детей, вынуждая многих из них стать мигрантами. В статье на примере пункта временного проживания детей – вынужденных мигрантов в Московской обл. рассматриваются результаты социологического и социально-психологического исследований по реализации и оценке эффективности комплексной программы досугово-реабилитационных мероприятий по социальной адаптации этих детей. Установлено, что за период 2022/2023 уч. г. состояние физического, социального и психического здоровья детей (мальчиков и девочек 12–17 лет) заметно улучшилось на основе предоставленных им различных видов и форм физического, интеллектуального, художественно-эстетического развития. Дети не только социально и психологически адаптировались в новых для себя условиях принимающего российского сообщества, но и развили свои знания, навыки и умения, улучшили свою самооценку и оптимизм в условиях принимающего российского общества.
Ключевые слова:
дети – вынужденные мигранты, Украина, Россия, социокультурная адаптация, социально-психологическая адаптация, диагностика
Литература
Арутюнян Л., Оганесян М., Мосесов Г. 2000. Дети беженцев: проблема социальной адаптации. – Миграция и информация. (под ред. Ж. Зайончковской). М.: Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ. Независимый исследовательский Совет по миграции стран СНГ и Балтии С. 104-121.
Берри Дж.В., Пуртинга А.Х., Сигал М.Х., Дасен П.Р. 2007. Кросс-культурная психология. Исследования и применение (пер. с англ.). Харьков: Гуманитарный центр. 560 с.
Бурдье П. 2005. Формы капитала. – Экономическая социология. № 3. С. 60-74.
Гриценко В.В., Шустова Н.Е. 2011. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. М.: Форум. 224 с.
Диагностика социально-психологической адаптации. (К. Роджерс, Р. Даймонд). – Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая развития личности и малых групп. 2002. М.: Изд-во Института психотерапии. С. 193-197.
Мертон Р. 2006. Социальная структура и аномия. – Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ; АСТ-Москва; Хранитель. С. 243-281.
Основы социокультурной интеграции и адаптации: учебное пособие. (сост. М.Е. Попов, С.В. Попова). 2015. Ставрополь: Изд-во СКФУ. 121 с.
Парсонс Т. 2000. О структуре социального действия. М.: Академический проект. 880 с.
Ушинский К.Д. 1949. Родное слово: книга для учащих. – Собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. Т. 6. 448 с.
Avey J.B., Luthans F., Jensen S.M. 2009. Psychological Capital: A Positive Resource for Combating Employee Stress and Turnover. – Human Resource Management. Vol. 48, No. 5. P. 677-693. https://doi.org/10.1002/hrm.20294/
Becker G.S. 1993. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 3rd ed. Chicago: The University of Chicago Press. 392 р.
Coleman D. 1988. Social Capital in the Creation of Human Capital. – American Journal of Sociology. Vol. 94. Р. 95-120.
Luthans F., Youssef-Morgan C.M. 2017. Psychological Capital: An Evidence-based Positive Approach. – Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. Vol. 4. No. 1. P. 339-366. https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych032516-113324.
Portes A. 1998. Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology. – Annual Review of Sociology. Vol. 24. P. 1-24.
Putnam R. 1994. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, New Jersey, USA: Princeton University Press. 122 р.
Thagard P. 2019. Mind-Society: From Brains to Social Sciences and Professions. Oxford: Oxford University Press. 456 p.
Берри Дж.В., Пуртинга А.Х., Сигал М.Х., Дасен П.Р. 2007. Кросс-культурная психология. Исследования и применение (пер. с англ.). Харьков: Гуманитарный центр. 560 с.
Бурдье П. 2005. Формы капитала. – Экономическая социология. № 3. С. 60-74.
Гриценко В.В., Шустова Н.Е. 2011. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. М.: Форум. 224 с.
Диагностика социально-психологической адаптации. (К. Роджерс, Р. Даймонд). – Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая развития личности и малых групп. 2002. М.: Изд-во Института психотерапии. С. 193-197.
Мертон Р. 2006. Социальная структура и аномия. – Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ; АСТ-Москва; Хранитель. С. 243-281.
Основы социокультурной интеграции и адаптации: учебное пособие. (сост. М.Е. Попов, С.В. Попова). 2015. Ставрополь: Изд-во СКФУ. 121 с.
Парсонс Т. 2000. О структуре социального действия. М.: Академический проект. 880 с.
Ушинский К.Д. 1949. Родное слово: книга для учащих. – Собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. Т. 6. 448 с.
Avey J.B., Luthans F., Jensen S.M. 2009. Psychological Capital: A Positive Resource for Combating Employee Stress and Turnover. – Human Resource Management. Vol. 48, No. 5. P. 677-693. https://doi.org/10.1002/hrm.20294/
Becker G.S. 1993. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 3rd ed. Chicago: The University of Chicago Press. 392 р.
Coleman D. 1988. Social Capital in the Creation of Human Capital. – American Journal of Sociology. Vol. 94. Р. 95-120.
Luthans F., Youssef-Morgan C.M. 2017. Psychological Capital: An Evidence-based Positive Approach. – Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. Vol. 4. No. 1. P. 339-366. https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych032516-113324.
Portes A. 1998. Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology. – Annual Review of Sociology. Vol. 24. P. 1-24.
Putnam R. 1994. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, New Jersey, USA: Princeton University Press. 122 р.
Thagard P. 2019. Mind-Society: From Brains to Social Sciences and Professions. Oxford: Oxford University Press. 456 p.
Статья
Поступила: 02.11.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Воронов, В. В., & Шулепина, А. М. (2023). Особенности процесса социальной адаптации детей – вынужденных мигрантов из регионов Новороссии и Украины. Власть, 31(5), 191-199. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i5.9817
Выпуск
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.