Повседневность высшей школы в 20-30-е годы XX века (историографический аспект)
Научная статья
Для цитирования
Абубикерова Э. Ф. Повседневность высшей школы в 20-30-е годы XX века (историографический аспект) // Власть. 2023. Том 31. № 4. С. 231-236. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i4.9747
Аннотация
В статье на основе трудов и опыта ряда ученых анализируется повседневная жизнь студенчества и преподавательского состава Советской России в 1920–1930-е гг. Автор, исследуя труды коллег, отмечает, что в их работах отражен важнейший спектр повседневности: настроения, быт в высшей школе, показана материальная сторона жизни, зарождение и внедрение идеологии, а также, как следствие, вытеснение из высшего образования «старой школы». Показаны формы самоорганизации студенчества, созданные для взаимопомощи. Автор приходит к выводу, что повседневность высшего образования послереволюционного периода претерпела массу изменений. Это привело к ухудшению материального положения преподавателей и студентов, обновлению преподавательского состава в крупных городах путем выдавливания «старой школы» в регионы, что, в свою очередь послужило сохранению там традиций преподавания высшей школы имперской России до нашего времени.
Ключевые слова:
высшее образование, повседневность, студенчество, вузы, 1920–1930‑е гг., идеология
Литература
Абубикерова Э.Ф. 2012. Профессиональная повседневность научно-педагогических работников Саратова в 1920-е годы. – Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. История. Международные отношения. Т. 12. № 2. С. 119-122.
Абубикерова Э.Ф. 2013. Проблемы оплаты труда научно-педагогической интеллигенции вузов Саратова в 1920-х гг. – Власть. № 4. С. 171-173.
Андреев Д.А. 2007. Советский студент первой половины 1920-х: особенности самопрезентации. – Социологический журнал. № 2. С. 156-166.
Васильев Д.И. 1967. Так создавались научно-педагогические кадры. – Вестник высшей школы. № 11. С. 69-75.
Васильченко М.А. 2013. Повседневность солдат Чехословацкого корпуса в марте–мае 1918 г. как фактор антибольшевистского мятежа – Клио. № 1(73). С. 93-95.
Васильченко М.А. 2021. Чехословацкий корпус в борьбе за Поволжье (май – ноябрь 1918 года). Саратов: Техно-Декор. 172 с.
Гнатовская Д.Ю., Зезина М.Р. 1998. Бытовые коммуны рабочей и студенческой молодежи во второй половине 20-х – начале 30-х годов. – Вестник Московского университета. Сер. 8. История. № 1. С. 42-58.
Козлова Н.Н. 2005. Советские люди. Сцены из истории. М.: Европа. 544 с.
Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. 1996. Я так хочу назвать кино. «Наивное письмо»: опыт лингвосоциологического чтения. М.: Гнозис. 256 с.
Лившин А.Я. 1999. Власть и народ: «сигналы с мест» как источник по истории России 1917–1927 годов. – Общественные науки и современность. № 2. С. 94-102.
Лутченко А.И. 1969. Высшая школа и формирование советской интеллигенции – Вестник высшей школы. № 1. С. 81-86.
Меметов В.С. 2008. О некоторых методологических принципах в изучении понятия «интеллигенция» в отечественной историографии. – Ивановский государственный университет: Интеллигенция и мир. № 2. С. 7-26.
Микуленок Ю.А. 2021. Материальное положение студенчества в раннесоветский период. – Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 26. № 190. С. 184-190.
Наумова Ю.А. 2019. Студенческая пресса России. Ростов н/Д: Фонд науки и образования. 118 с.
На штурм науки: Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета (под ред. В.В. Мавродина) 1971. Ленинград: Изд-во ЛГУ. 264 с.
Панин Е.В. 2012. Материально-бытовые условия жизни студенчества интернациональных и национальных коммунистических университетов Советской России (1920–1930-е гг.). – Теория и практика общественного развития. № 3. С. 165-168.
Панин Е.В., Матюхин А.В. 2021. Образование – фактор «мягкой силы». Проблемы обучения иностранцев в СССР/России. – Обозреватель. № 2(373). С. 107-115.
Постников Е.С. 1996. Российское студенчество в условиях новой экономической политики (1921–1927). Тверь: Изд-во ТГУ. 188 с.
Сенявская Е.С. 2021. Фронтовая повседневность в войнах России ХХ века как объект изучения: историографический итог трех десятилетий (1991–2021). – Исторические записки. Т. 20 (138). С. 243-257.
Синецкий А.Я. 1947. Формирование профессорско-преподавательских кадров высшей школы. – Вестник высшей школы. № 11. С. 24-35.
Чанбарисов Ш.Х. 1988 Формирование советской университетской системы. М.: Высшая школа. 256 с.
Абубикерова Э.Ф. 2013. Проблемы оплаты труда научно-педагогической интеллигенции вузов Саратова в 1920-х гг. – Власть. № 4. С. 171-173.
Андреев Д.А. 2007. Советский студент первой половины 1920-х: особенности самопрезентации. – Социологический журнал. № 2. С. 156-166.
Васильев Д.И. 1967. Так создавались научно-педагогические кадры. – Вестник высшей школы. № 11. С. 69-75.
Васильченко М.А. 2013. Повседневность солдат Чехословацкого корпуса в марте–мае 1918 г. как фактор антибольшевистского мятежа – Клио. № 1(73). С. 93-95.
Васильченко М.А. 2021. Чехословацкий корпус в борьбе за Поволжье (май – ноябрь 1918 года). Саратов: Техно-Декор. 172 с.
Гнатовская Д.Ю., Зезина М.Р. 1998. Бытовые коммуны рабочей и студенческой молодежи во второй половине 20-х – начале 30-х годов. – Вестник Московского университета. Сер. 8. История. № 1. С. 42-58.
Козлова Н.Н. 2005. Советские люди. Сцены из истории. М.: Европа. 544 с.
Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. 1996. Я так хочу назвать кино. «Наивное письмо»: опыт лингвосоциологического чтения. М.: Гнозис. 256 с.
Лившин А.Я. 1999. Власть и народ: «сигналы с мест» как источник по истории России 1917–1927 годов. – Общественные науки и современность. № 2. С. 94-102.
Лутченко А.И. 1969. Высшая школа и формирование советской интеллигенции – Вестник высшей школы. № 1. С. 81-86.
Меметов В.С. 2008. О некоторых методологических принципах в изучении понятия «интеллигенция» в отечественной историографии. – Ивановский государственный университет: Интеллигенция и мир. № 2. С. 7-26.
Микуленок Ю.А. 2021. Материальное положение студенчества в раннесоветский период. – Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 26. № 190. С. 184-190.
Наумова Ю.А. 2019. Студенческая пресса России. Ростов н/Д: Фонд науки и образования. 118 с.
На штурм науки: Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета (под ред. В.В. Мавродина) 1971. Ленинград: Изд-во ЛГУ. 264 с.
Панин Е.В. 2012. Материально-бытовые условия жизни студенчества интернациональных и национальных коммунистических университетов Советской России (1920–1930-е гг.). – Теория и практика общественного развития. № 3. С. 165-168.
Панин Е.В., Матюхин А.В. 2021. Образование – фактор «мягкой силы». Проблемы обучения иностранцев в СССР/России. – Обозреватель. № 2(373). С. 107-115.
Постников Е.С. 1996. Российское студенчество в условиях новой экономической политики (1921–1927). Тверь: Изд-во ТГУ. 188 с.
Сенявская Е.С. 2021. Фронтовая повседневность в войнах России ХХ века как объект изучения: историографический итог трех десятилетий (1991–2021). – Исторические записки. Т. 20 (138). С. 243-257.
Синецкий А.Я. 1947. Формирование профессорско-преподавательских кадров высшей школы. – Вестник высшей школы. № 11. С. 24-35.
Чанбарисов Ш.Х. 1988 Формирование советской университетской системы. М.: Высшая школа. 256 с.
Статья
Поступила: 09.09.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Абубикерова, Э. Ф. (2023). Повседневность высшей школы в 20-30-е годы XX века (историографический аспект). Власть, 31(4), 231-236. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i4.9747
Выпуск
Раздел
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.