Повседневность высшей школы в 20-30-е годы XX века (историографический аспект)

Научная статья
  • Эльмира Фаритовна Абубикерова Российский государственный гуманитарный университет abubikerova.e@rggu.ru
    Elibrary Author_id 836601
Для цитирования
Абубикерова Э. Ф. Повседневность высшей школы в 20-30-е годы XX века (историографический аспект) // Власть. 2023. Том 31. № 4. С. 231-236. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i4.9747

Аннотация

В статье на основе трудов и опыта ряда ученых анализируется повседневная жизнь студенчества и преподавательского состава Советской России в 1920–1930-е гг. Автор, исследуя труды коллег, отмечает, что в их работах отражен важнейший спектр повседневности: настроения, быт в высшей школе, показана материальная сторона жизни, зарождение и внедрение идеологии, а также, как следствие, вытеснение из высшего образования «старой школы». Показаны формы самоорганизации студенчества, созданные для взаимопомощи. Автор приходит к выводу, что повседневность высшего образования послереволюционного периода претерпела массу изменений. Это привело к ухудшению материального положения преподавателей и студентов, обновлению преподавательского состава в крупных городах путем выдавливания «старой школы» в регионы, что, в свою очередь послужило сохранению там традиций преподавания высшей школы имперской России до нашего времени.
Ключевые слова:
высшее образование, повседневность, студенчество, вузы, 1920–1930‑е гг., идеология

Биография автора

Эльмира Фаритовна Абубикерова, Российский государственный гуманитарный университет
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Новейшего времени

Литература

Абубикерова Э.Ф. 2012. Профессиональная повседневность научно-педагогических работников Саратова в 1920-е годы. – Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. История. Международные отношения. Т. 12. № 2. С. 119-122.



Абубикерова Э.Ф. 2013. Проблемы оплаты труда научно-педагогической интеллигенции вузов Саратова в 1920-х гг. – Власть. № 4. С. 171-173.



Андреев Д.А. 2007. Советский студент первой половины 1920-х: особенности самопрезентации. – Социологический журнал. № 2. С. 156-166.



Васильев Д.И. 1967. Так создавались научно-педагогические кадры. – Вестник высшей школы. № 11. С. 69-75.



Васильченко М.А. 2013. Повседневность солдат Чехословацкого корпуса в марте–мае 1918 г. как фактор антибольшевистского мятежа – Клио. № 1(73). С. 93-95.



Васильченко М.А. 2021. Чехословацкий корпус в борьбе за Поволжье (май – ноябрь 1918 года). Саратов: Техно-Декор. 172 с.



Гнатовская Д.Ю., Зезина М.Р. 1998. Бытовые коммуны рабочей и студенческой молодежи во второй половине 20-х – начале 30-х годов. – Вестник Московского университета. Сер. 8. История. № 1. С. 42-58.



Козлова Н.Н. 2005. Советские люди. Сцены из истории. М.: Европа. 544 с.



Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. 1996. Я так хочу назвать кино. «Наивное письмо»: опыт лингвосоциологического чтения. М.: Гнозис. 256 с.



Лившин А.Я. 1999. Власть и народ: «сигналы с мест» как источник по истории России 1917–1927 годов. – Общественные науки и современность. № 2. С. 94-102.



Лутченко А.И. 1969. Высшая школа и формирование советской интеллигенции – Вестник высшей школы. № 1. С. 81-86.



Меметов В.С. 2008. О некоторых методологических принципах в изучении понятия «интеллигенция» в отечественной историографии. – Ивановский государственный университет: Интеллигенция и мир. № 2. С. 7-26.



Микуленок Ю.А. 2021. Материальное положение студенчества в раннесоветский период. – Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 26. № 190. С. 184-190.



Наумова Ю.А. 2019. Студенческая пресса России. Ростов н/Д: Фонд науки и образования. 118 с.



На штурм науки: Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета (под ред. В.В. Мавродина) 1971. Ленинград: Изд-во ЛГУ. 264 с.



Панин Е.В. 2012. Материально-бытовые условия жизни студенчества интернациональных и национальных коммунистических университетов Советской России (1920–1930-е гг.). – Теория и практика общественного развития. № 3. С. 165-168.



Панин Е.В., Матюхин А.В. 2021. Образование – фактор «мягкой силы». Проблемы обучения иностранцев в СССР/России. – Обозреватель. № 2(373). С. 107-115.



Постников Е.С. 1996. Российское студенчество в условиях новой экономической политики (1921–1927). Тверь: Изд-во ТГУ. 188 с.



Сенявская Е.С. 2021. Фронтовая повседневность в войнах России ХХ века как объект изучения: историографический итог трех десятилетий (1991–2021). – Исторические записки. Т. 20 (138). С. 243-257.



Синецкий А.Я. 1947. Формирование профессорско-преподавательских кадров высшей школы. – Вестник высшей школы. № 11. С. 24-35.



Чанбарисов Ш.Х. 1988 Формирование советской университетской системы. М.: Высшая школа. 256 с.
Статья

Поступила: 09.09.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Абубикерова, Э. Ф. (2023). Повседневность высшей школы в 20-30-е годы XX века (историографический аспект). Власть, 31(4), 231-236. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i4.9747
Раздел
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ