Политика профилизации в образовании и социальное неравенство
Научная статья
Для цитирования
Добрынина М. В. Политика профилизации в образовании и социальное неравенство // Власть. 2023. Том 31. № 3. С. 61-68. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i3.9628
Аннотация
В статье анализируются исторические, нормативные и организационные аспекты политики профилизации. Автор делает акцент на проблеме разрыва между декларируемыми целями профилизации (обеспечение роста качества профессионального образования) и негативными следствиями соответствующей политики. На основе данных лонгитюдных исследований показано, что образовательная профилизация является, помимо прочего, одним из механизмов воспроизводства и трансляции параметров социального неравенства. Автор обосновывает вывод, что откладывание на более поздние этапы обучения диагностики и развилок образовательных трекингов, как правило, имеет положительные последствия, поскольку позволяет снизить «шумовой» – накопительный – эффект профилизации, заключающийся в инкапсуляции неравенства.
Ключевые слова:
образовательная политика, профилизация, социальное неравенство, равенство возможностей, классовая структура, образовательные траектории, доступ к образованию
Литература
Белл Д. 2004. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия. 944 с.
Гурьев А.И. 2009. Профильное обучение. Теоретический аспект: монография. Горно-Алтайск: Сибстар.
Воронина Е.В. 2006. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М.: 5 за знания. 251 с.
Дэвис К., Мур У. 1992. Некоторые принципы стратификации. – Социальная стратификация. Вып. 1. С. 160-177.
Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. 2021. Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов. – Социологический журнал. Т. 27. № 4. С. 72-98.
Капуза А.В., Керша Ю.Д., Захаров А.Б., Хавенсон Т.Е. 2017. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой. – Вопросы образования. № 4. С. 10-35.
Каргина Е.М. 2014. Профилизация образовательной среды на этапе дошкольного образования. – Приволжский научный вестник. № 3(31). Ч. 1. С. 98-100.
Константиновский Д.Л. 2008. Неравенство и образование: Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП. 552 c.
Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю., Михайлова Я.М. 2016. Доступность качественного общего образования в России: возможности и ограничения. – Вопросы образования. № 2. С. 186-201.
Косарецкий С.Г., Груничева И.Г., Гошин М.Е. 2016. Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000‑х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. – Мир России. Т. 25. № 4. С. 115-135.
Косарецкий С.Г. 2019. Российская школа: начало ХХI века. М.: ИД ВШЭ. 429 с.
Костин А.К. 2014. Профильное обучение: на пути к индивидуализации обучения и свободы выбора. – MagisterDixit. № 2(14). С. 65-70.
Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. 2016. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе. – Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 19. № 5. С. 76-97.
Лушников Д.А., Лушникова Г.А. 2021. Проблемы профилизации образования в контексте средней и высшей школы. – Социально-гуманитарные знания. № 12. С. 68-72.
Скуртул А. 2021. Формирование классов в школе по успеваемости. Доступ: https://www.skurtul.com/school_ranking/ (проверено 10.05.2023).
Benavot A. 1983. The Rise and Decline of Vocational Education. – Sociology of Education. Vol. 56. No. 2. P. 63-76.
Bol T., van de Werfhorst H.G. 2013. Educational Systems and the Trade-off between Labor Market Allocation and Equality of Educational Opportunity. – Comparative Education Review. Vol. 57. No. 2. P. 285-308.
Brunello G. 2004. Stratified or Comprehensive? Some Economic Considerations on the Design of Secondary Education. – CESifo DICE Report. No. 4. P. 7-10.
Grubb W.N. 1985. The Convergence of Educational Systems and the Role of Vocationalism. – Comparative Education Review. Vol. 29. No. 4. P. 526-548.
Pekkarinen T., Uusitalo R., Pekkala S. 2006. Education Policy and Intergenerational Income Mobility: Evidence from the Finnish Comprehensive School Reform. – IZA Discussion Paper. No. 2204. Bonn: Institute for the Study of Labor. P. 28-56.
Гурьев А.И. 2009. Профильное обучение. Теоретический аспект: монография. Горно-Алтайск: Сибстар.
Воронина Е.В. 2006. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М.: 5 за знания. 251 с.
Дэвис К., Мур У. 1992. Некоторые принципы стратификации. – Социальная стратификация. Вып. 1. С. 160-177.
Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. 2021. Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов. – Социологический журнал. Т. 27. № 4. С. 72-98.
Капуза А.В., Керша Ю.Д., Захаров А.Б., Хавенсон Т.Е. 2017. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой. – Вопросы образования. № 4. С. 10-35.
Каргина Е.М. 2014. Профилизация образовательной среды на этапе дошкольного образования. – Приволжский научный вестник. № 3(31). Ч. 1. С. 98-100.
Константиновский Д.Л. 2008. Неравенство и образование: Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП. 552 c.
Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю., Михайлова Я.М. 2016. Доступность качественного общего образования в России: возможности и ограничения. – Вопросы образования. № 2. С. 186-201.
Косарецкий С.Г., Груничева И.Г., Гошин М.Е. 2016. Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000‑х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. – Мир России. Т. 25. № 4. С. 115-135.
Косарецкий С.Г. 2019. Российская школа: начало ХХI века. М.: ИД ВШЭ. 429 с.
Костин А.К. 2014. Профильное обучение: на пути к индивидуализации обучения и свободы выбора. – MagisterDixit. № 2(14). С. 65-70.
Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. 2016. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе. – Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 19. № 5. С. 76-97.
Лушников Д.А., Лушникова Г.А. 2021. Проблемы профилизации образования в контексте средней и высшей школы. – Социально-гуманитарные знания. № 12. С. 68-72.
Скуртул А. 2021. Формирование классов в школе по успеваемости. Доступ: https://www.skurtul.com/school_ranking/ (проверено 10.05.2023).
Benavot A. 1983. The Rise and Decline of Vocational Education. – Sociology of Education. Vol. 56. No. 2. P. 63-76.
Bol T., van de Werfhorst H.G. 2013. Educational Systems and the Trade-off between Labor Market Allocation and Equality of Educational Opportunity. – Comparative Education Review. Vol. 57. No. 2. P. 285-308.
Brunello G. 2004. Stratified or Comprehensive? Some Economic Considerations on the Design of Secondary Education. – CESifo DICE Report. No. 4. P. 7-10.
Grubb W.N. 1985. The Convergence of Educational Systems and the Role of Vocationalism. – Comparative Education Review. Vol. 29. No. 4. P. 526-548.
Pekkarinen T., Uusitalo R., Pekkala S. 2006. Education Policy and Intergenerational Income Mobility: Evidence from the Finnish Comprehensive School Reform. – IZA Discussion Paper. No. 2204. Bonn: Institute for the Study of Labor. P. 28-56.
Статья
Поступила: 05.07.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Добрынина, М. В. (2023). Политика профилизации в образовании и социальное неравенство. Власть, 31(3), 61-68. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i3.9628
Выпуск
Раздел
ОБУСТРОЙСТВО РОССИИ: ВЫЗОВЫ И РИСКИ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.