Трактовка богоданной власти в России периода становления и утверждения абсолютизма
Научная статья
Для цитирования
Талина Г. В. Трактовка богоданной власти в России периода становления и утверждения абсолютизма // Власть. 2023. Том 31. № 2. С. 194-201. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i2.9561
Аннотация
Статья посвящена проблеме понимания современниками власти, сложившейся в России во второй половине XVII – первой четверти XVIII в. Русская монархия трактовалась как богоданная, наследственная, самодержавная. Мыслители этого периода не исключали, что власть от Бога к монарху передается через посредника – человека или народное собрание, но полагали, что за действиями людей всегда стоит божественная воля. За свои действия монарх нес ответственность перед Богом, но не был подвластен людским законам. Выступления против монарха были тесно связаны с отрицанием божественного происхождения его власти, трактовкой царя как антихриста. Царя нередко рассматривали как наместника Бога, но осуждали попытки его уподобления Богу. Предназначение царской власти видели в достижении народной пользы.
Ключевые слова:
богоданная власть, наследственная монархия, самодержавие, общественная мысль, государственная идеология
Литература
Воробьева Н.В. 2015. «Якоже ты, самоумне, написал Уложенную книгу без всякого свидетельства»: к 365-летию принятия Соборного уложения. – Омский научный вестник. № 3(139). С. 5-8.
Денисов С.Д. 1998. История об отцах и страдальцах соловецких, иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящие времена великодушно пострадаша. М. 40 с.
Конанова Е.И. 2014. Петр I в массовом сознании народа России XVIII в. – Гуманитарные и социальные науки. № 2. С. 988-992.
Котошихин Г.К. 2000. О России в царствование Алексея Михайловича М.: РОССПЭН. 272 с.
Крижанич Ю. 1965. Политика. М.: Наука. 741 с.
Прокопович Ф. 1722. Правда воли монаршей во определении наследника державы своей… М.: Московская типография. 59 с.
Русская социально-политическая мысль. XI–XVII вв. 2011. М.: Изд-во МГУ. 731 с.
Черникова Т.В. 2020. Тайный католик – хорват Юрий Крижанич в Москве и Сибири. – Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы X Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ. С. 85-92.
Денисов С.Д. 1998. История об отцах и страдальцах соловецких, иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящие времена великодушно пострадаша. М. 40 с.
Конанова Е.И. 2014. Петр I в массовом сознании народа России XVIII в. – Гуманитарные и социальные науки. № 2. С. 988-992.
Котошихин Г.К. 2000. О России в царствование Алексея Михайловича М.: РОССПЭН. 272 с.
Крижанич Ю. 1965. Политика. М.: Наука. 741 с.
Прокопович Ф. 1722. Правда воли монаршей во определении наследника державы своей… М.: Московская типография. 59 с.
Русская социально-политическая мысль. XI–XVII вв. 2011. М.: Изд-во МГУ. 731 с.
Черникова Т.В. 2020. Тайный католик – хорват Юрий Крижанич в Москве и Сибири. – Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы X Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ. С. 85-92.
Статья
Поступила: 30.04.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Талина, Г. В. (2023). Трактовка богоданной власти в России периода становления и утверждения абсолютизма. Власть, 31(2), 194-201. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i2.9561
Выпуск
Раздел
ИДЕИ И СМЫСЛЫ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.