Последствия интернационализации высшего образования в современном мире: теория и практики
Научная статья
Для цитирования
Андрюшина Е. В., Рябинина А. М. Последствия интернационализации высшего образования в современном мире: теория и практики // Власть. 2023. Том 31. № 2. С. 24-29. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i2.9518
Аннотация
На протяжении последних 50 лет университеты активно вовлечены в процессы интернационализации, что, с одной стороны, является объективной данностью в связи с развитием глобализации, с другой – интернационализация университетов – управляемый процесс, целенаправленная деятельность вузов по встраиванию в региональное и глобальное образовательное пространство. В рамках данного исследования предлагается рассмотреть теоретические парадигмы (идеализм и инструментализм), а также процесс интернационализации вузов и ее последствий (социальные, академические, политические, экономические, культурные) в современных условиях. В статье отражены происходящие изменения в подходах к высшему образованию, смена парадигм, рассмотрены основные тенденции эволюции академической мобильности, предложен ряд дополнительных направлений совершенствования универсальных и специфических (применительно к российским вузам) стратегий интернационализации университетов.
Ключевые слова:
интернационализация, академическая мобильность, высшее образование, университеты, образовательные интернационализационные стратегии, российское высшее образование
Литература
Бауман З. 2005. Индивидуализированное общество. М.: Логос. 390 с.
Михайлова Н.В. 2020. Культурологический подход к исследованию интернационализации высшего образования. – Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. № 39. С. 93-101.
Рябинина А.М. 2020. Интернационализация системы высшего образования в эпоху научно-технологической революции. – Государственное управление. Электронный вестник. № 81. С. 297-321.
Филиппов В.М. 2015. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы. – Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Международные отношения. Т. 15. № 3. С. 203-211.
Челнокова О.Ю. 2013. Трансформация классических университетов в национальные исследовательские университеты: региональный аспект. – Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. Т. 13. № 3(2). С. 460-468.
Эскиндаров М.А., Перская В.В. 2021. Интернационализация образования как фактор роста качества трудовых ресурсов мирового уровня. – Социально-трудовые исследования. № 3. С. 84-98.
Giroux D., Karmis D., Rouillard C. 2015. Between the Managerial and the Democratic University: Governance Structure and Academic Freedom as Sites of Political Struggle. – Studies in Social Justice. Vol. 9. Is. 2. P. 142-158.
Khorsandi Taskoh A. 2020. Internationalization in Canadian Higher Education Institutions: Ontario. – Higher Education for the Future. Vol. 7. Is. 3. P. 97-117.
Knight J. 2003. Updated Internationalization Definition. – International Higher Education. No. 33. P. 1-2.
Wit H. de, Altbach Ph. G. 2021. Internationalization in Higher Education: Global Trends and Recommendations for Its Future. – Policy Reviews in Higher Education. Vol. 5. Is. 1. P. 28-46.
Михайлова Н.В. 2020. Культурологический подход к исследованию интернационализации высшего образования. – Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. № 39. С. 93-101.
Рябинина А.М. 2020. Интернационализация системы высшего образования в эпоху научно-технологической революции. – Государственное управление. Электронный вестник. № 81. С. 297-321.
Филиппов В.М. 2015. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы. – Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Международные отношения. Т. 15. № 3. С. 203-211.
Челнокова О.Ю. 2013. Трансформация классических университетов в национальные исследовательские университеты: региональный аспект. – Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. Т. 13. № 3(2). С. 460-468.
Эскиндаров М.А., Перская В.В. 2021. Интернационализация образования как фактор роста качества трудовых ресурсов мирового уровня. – Социально-трудовые исследования. № 3. С. 84-98.
Giroux D., Karmis D., Rouillard C. 2015. Between the Managerial and the Democratic University: Governance Structure and Academic Freedom as Sites of Political Struggle. – Studies in Social Justice. Vol. 9. Is. 2. P. 142-158.
Khorsandi Taskoh A. 2020. Internationalization in Canadian Higher Education Institutions: Ontario. – Higher Education for the Future. Vol. 7. Is. 3. P. 97-117.
Knight J. 2003. Updated Internationalization Definition. – International Higher Education. No. 33. P. 1-2.
Wit H. de, Altbach Ph. G. 2021. Internationalization in Higher Education: Global Trends and Recommendations for Its Future. – Policy Reviews in Higher Education. Vol. 5. Is. 1. P. 28-46.
Статья
Поступила: 24.04.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Андрюшина, Е. В., & Рябинина, А. М. (2023). Последствия интернационализации высшего образования в современном мире: теория и практики. Власть, 31(2), 24-29. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i2.9518
Выпуск
Раздел
ТЕМА
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.