Wechat и трансформация буддийских практик в современном Китае

Научная статья
  • Тимур Баторович Бадмацыренов Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова batorovitch@mail.ru
    Elibrary Author_id 633146
Для цитирования
Бадмацыренов Т. Б. Wechat и трансформация буддийских практик в современном Китае // Власть. 2022. Том 30. № 1. С. 265-271. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v30i1.8821

Аннотация

В рамках данной статьи авторы предприняли попытку выявить основные тенденции медиатизации буддийских практик в современном Китае. Религия в КНР является особым направлением внутренней политики, руководство страны уделяет серьезное внимание институционализации религиозных общностей. Религиозная сфера всегда занимала особое место в жизни Китая. Религиозный синкретизм позволил развиваться разным течениям, но все они были подчинены общественным целям. Китайский буддизм в настоящее время является одной из самых популярных религий Китая с точки зрения числа последователей. Изменения в социальной жизни современного общества затронули в т.ч. и религиозные практики. В результате исследования авторы выявили, что китайские буддисты под влиянием определенных факторов постепенно начали менять привычные практики. Одним из основных инструментов и одновременно формой цифрового буддизма стал китайский мессенджер WeChat (微信).
Ключевые слова:
КНР; буддизм; цифровизация; мессенджер WeChat

Биография автора

Тимур Баторович Бадмацыренов, Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
доктор социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии, директор Центра социально-политических исследований «Альтернатива»

Литература

Актамов И.Г., Самбуева О.В. 2021. Китайский мессенджер WeChat и его место в российском сегменте онлайн-образования. – Власть. Т. 29. № 1. С. 168-175.



Горбунова С.А. 2008. Китай: религия и власть. История китайского буддизма в контексте общества и государства. М.: ИД «ФОРУМ». 320 с.



Ли Л., Алексеев-Апраксин А.М. 2021. Феномен кибербуддизма в современном Китае. – Миссия конфессий. Т. 10. № 2(51). С. 160-166.



Ostrovskaya E., Badmatsyrenov T., Khandarov F., Aktamov I. 2021. Russian-Speaking Digital Buddhism: Neither Cyber, nor Sangha. – Religions. Vol. 12. Is. 6. 449.



Connelly L. 2015a. Toward a Typology and Mapping of the Buddhist Cyberspace. – Buddhism, the Internet, and Digital Media: The Pixel in the Lotus, (ed. by G.P. Grieve, D. Veidlinger). N.Y.: Routledge. P. 58-78.



Connely L. 2015b. Virtual Buddhism: Online Communities, Sacred Place and Objects. – The Changing World Religion Map: Sacred Places, Identities, Practices and Politics. Springer. P. 3869-3883.



Grieve G.P. 2016. Cyber Zen: Imagining Authentic Buddhist Identity, Community and Practices in the Virtual World of Second Life. N.Y.: Routledge. 278 p.



Grieve G.P., Veidlinger D. 2016. Buddhist Media Technologies. – The Oxford Handbook of Contemporary Buddhism. N.Y.: Oxford University Press. P. 469-483.



Huang W. 2016. WeChat Together about Buddha: The Construction of Sacred Space and Religious Community in Shanghai through Social Media. – Religion and Media in China: Insights and Case Studies from the Mainland, Taiwan and Hong Kong. London: Routledge. P. 110-128.



Kim M.-C. 2005. Online Buddhist Community: An Alternative Religious Organization in the Information Age. – Religion and Cyberspace (ed. by M.T. Hojsgaard, M. Warburg). Oxon: Routledge. P. 138-148.



Lee J. 2009. Cultivating the Self in Cyberspace: The Use of Personal Blogs among Buddhist Priests. – Journal of Media and Religion. Vol. 8. Is. 2. P. 97-114.



Ostrowski A. 2015. American Cybersangha Building a Community or Providing a Buddhist Bulletin Board. – Buddhism, the Internet, and Digital Media: the Pixel in the Lotus (ed. by G.P. Grieve, D. Veidlinger). N.Y.: Routledge. P. 191-203.



Prebish Ch. S. 2004. The Cybersangha: Buddhism on the Internet. – Religion Online: Finding Faith on the Internet (ed. by L.L. Dawson, D.E. Cowan). London: Routledge. P. 135-150.



Religion and Media in China: Insights and Case Studies from the Mainland, Taiwan and Hong Kong. 2016. London: Routledge. 318 p.



Schlutter M. 2014. Buddhism in the Digital World. – The Wiley Blackwell Companion to East and Inner Asian Buddhism (ed. by M. Poceski). Chichester, UK: John Wiley. P. 505-522.



Tarocco F. 2017. Technologies of Salvation: (Re)locating Chinese Buddhism in the Digital Age. – Journal of Global Buddhism. Vol. 18. P. 155-175.



Veidlinger D. 2015. Introduction. – Buddhism, the Internet, and Digital Media: the Pixel in the Lotus (ed. by G.P. Grieve, D. Veidlinger). N.Y.: Routledge. 240 p.



Xu Shengju, Campbell H.A. 2021. The Internet Usage of Religious Organizations in Mainland China: Case analysis of the Buddhist Association of China. – Human Behavior and Emerging Technologies. Vol. 3. Is. 2. P. 339-346.



Zhang Ya. 2017. Digital Religion in China: A Comparative Perspective on Buddhism and Christianity's Online Publics in Sina Weibo. – Journal of Religion, Media and Digital Culture. Vol. 6. Is. 1. P. 44-67.
Статья

Поступила: 01.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Бадмацыренов, Т. Б. (2022). Wechat и трансформация буддийских практик в современном Китае. Власть, 30(1), 265-271. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i1.8821
Раздел
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ