Манихейство в религиозных реверсиях монгольского мира
Научная статья
Для цитирования
Абаева Л. Л. Манихейство в религиозных реверсиях монгольского мира // Власть. 2021. Том 29. № 5. С. 222-226. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i5.8561
Аннотация
В статье рассматриваются манихейские мотивы в регионе Центральной Азии, имевшие место в монгольском мире. Автор анализирует комплексные, достаточно сложные, хотя и слабо уловимые религиозные реверсируемые символы раннехристианских, зороастрийских и манихейских проникновений в монголосферу. Религиозное содержание канонов зороастризма и буддизма, идеи и практики которых прослеживаются в структуре манихейства, также существует среди различных тюркских и монгольских этнических групп и их конгломераций, начиная с VIII–X вв., включая также и XIII в.
Ключевые слова:
монгольский мир; манихейство; зороастризм; буддизм; раннехристианские религиозные вариации; монгольские и тюркские племена; Центральная Азия; религиозная конверсия и реверсия
Литература
Абаева Л.Л. 2013. Несторианские раннехристианские религиозные традиции в этнокультурной истории народов Центральной Азии. – Вестник БГУ. Сер. Философия. Социология. Политология. Культурология. № 6. С. 146-149.
Абаева Л.Л. 2021. Христианские вариации и мотивы в монгольском мире: феномен религиозной конверсии. – Власть. Т. 29. № 3. С. 158-163.
Васильев Л.С. 1983. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М.: Высшая школа. 366 с.
Желобов Д.Е. 2012. «Три религии» гаочанских уйгуров (IX–XII вв.). – Научный диалог. № 9. С. 6-16.
Каган М.С. 1996. Философия культуры. СПб: Петрополис. 415 с.
Кефалайа («Главы»): коптский манихейский трактат (пер. с коптского, иссл., комм. Е.Б. Смагиной). М.: Восточная литература. 512 с.
Кызласов Л.Р. 2003. Манихейское мировоззрение и раннесредневековые археологические памятники. – Степи Евразии в древности и средневековье. К 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. Кн. II. СПб. С. 249-250.
Кызласов Л.Р. 2006. Символ креста у манихеев и сакральное пространство города Суяба на реке Чу. – Вестник Московского университета. Сер. 8. История. № 2. С. 138-150.
Смагина Е.Б. 2011. Манихейство: по ранним источникам. М.: Восточная литература. 519 с.
Хосроев А.Л. 2007. История манихейства (Prolegomena). СПб: Изд-во СПбГу. 480 с.
Абаева Л.Л. 2021. Христианские вариации и мотивы в монгольском мире: феномен религиозной конверсии. – Власть. Т. 29. № 3. С. 158-163.
Васильев Л.С. 1983. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М.: Высшая школа. 366 с.
Желобов Д.Е. 2012. «Три религии» гаочанских уйгуров (IX–XII вв.). – Научный диалог. № 9. С. 6-16.
Каган М.С. 1996. Философия культуры. СПб: Петрополис. 415 с.
Кефалайа («Главы»): коптский манихейский трактат (пер. с коптского, иссл., комм. Е.Б. Смагиной). М.: Восточная литература. 512 с.
Кызласов Л.Р. 2003. Манихейское мировоззрение и раннесредневековые археологические памятники. – Степи Евразии в древности и средневековье. К 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. Кн. II. СПб. С. 249-250.
Кызласов Л.Р. 2006. Символ креста у манихеев и сакральное пространство города Суяба на реке Чу. – Вестник Московского университета. Сер. 8. История. № 2. С. 138-150.
Смагина Е.Б. 2011. Манихейство: по ранним источникам. М.: Восточная литература. 519 с.
Хосроев А.Л. 2007. История манихейства (Prolegomena). СПб: Изд-во СПбГу. 480 с.
Статья
Поступила: 29.10.2021
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Абаева, Л. Л. (2021). Манихейство в религиозных реверсиях монгольского мира. Власть, 29(5), 222-226. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i5.8561
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.