Построение модели воздействия кредитной нагрузки на политическое поведение российских граждан
Научная статья
Для цитирования
Парма Р. В., Козлов Н. А. Построение модели воздействия кредитной нагрузки на политическое поведение российских граждан // Власть. 2021. Том 29. № 3. С. 76-85. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8143
Аннотация
В данной статье рассматривается влияние кредитных обязательств граждан на их когнитивные установки и политическое поведение. На основании статистики Центрального банка РФ определяется циклический характер развития рынка розничного кредитования, обусловливающий периодическое возрастание рисков дестабилизации политической ситуации. Посредством анализа результатов научных исследований авторы показывают, как трудности с погашением кредитной задолженности могут провоцировать состояние стресса, эмоции тревоги и гнева, формировать пессимистические установки в отношении будущего, вызывать политические проявления недовольства и протеста. В статье определяются основные переменные динамической модели взаимосвязи кредитной нагрузки и политического поведения граждан.
Ключевые слова:
кредитная нагрузка; закредитованность граждан; финансовые заемщики; политическое поведение; когнитивные установки; эмоции индивидов; протестные настроения
Литература
Баринов А.С. 2018. «Закредитованность» населения России в контексте угроз экономической безопасности. – Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Т. 14. № 7. С. 1270-1286.
Голиков Н.А., Голиков И.Н., Юманова Н.Н. 2016. Долговая нагрузка населения и риск суицидального поведения: есть ли связь? (Часть I. Федеральный уровень). – Суицидология. Т. 7. № 4(25). С. 72-83.
Козлов Н.А. 2020. Политические риски динамики потребительского кредитования в России (анализ общефедеральных статистических показателей). – Самоуправление. № 3(120). С. 51-57.
Молоканова Ю.С. 2020. Статистический портрет домохозяйств с высокой кредитной нагрузкой. – Статистика в современном мире: методы, модели, инструменты: материалы международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: АзовПринт.
Мужичкова Ю.Е. 2015. Психология обыденных представлений о долгах и кредитах. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 4(20). С. 37-44.
Ниворожкина Л.И. 2016. Воздействие кредитования на потребление домашних хозяйств: экономико-статистическое исследование. – Вопросы статистики. № 1. С. 47-53.
Ниворожкина Л.И., Торопова Т.В., Трегубова А.А., Баташев Р.В. 2017. Кредитное поведение российских домохозяйств на различных этапах макроэкономических циклов: монография. Ростов н/Д: ИПК РГЭУ (РИНХ). 128 с.
Разов П.В., Штепа С.Е. 2019. Социальные риски потребительского кредитования студенческой молодежи. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 9(4). С. 106-110.
Социология пандемии. Проект коронаФОМ. 2021. М.: Институт Фонда Общественное Мнение (инФОМ). 319 с.
Стребков Д.О. 2004. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России. – Вопросы экономики. № 2. С. 109-128.
Тихонов А.А. 2019. Динамика финансового и потребительского поведения россиян в 2003–2018 гг. – Journal of Institutional Studies. Vol. 11. No. 3. P. 153-169.
Brader T. 2005. Striking a Responsive Chord: How Political Ads Motivate and Persuade Voters by Appealing to Emotions. – American Journal of Political Science. Vol. 49. No. 2. P. 388-405.
Bridges S., Disney R. 2010. Debt and Depression. – Journal of Health Economics. Vol. 29. No. 3. P. 388-403.
Fiksenbaum L., Marjanovic Z., Greenglass E. 2017. Financial Threat and Individuals’ Willingness to Change Financial Behavior. – Review of Behavioral Finance. Vol. 9. No. 2. P. 128-147.
Gurr T. 1970. Why Men Rebel. Princeton: Princeton University Press.
Hodson R., Dwyer R.E., Neilson L.A. 2014. Credit Card Blues: The Middle Class and the Hidden Costs of Easy Credit. – The Sociological Quarterly. Vol. 55. No. 2. P. 315-340.
Huddy L., Feldman S., Cassese E. 2007. On the Distinct Political Effect of Anxiety and Anger. – The Affect Effect: Dynamics of Emotion in Political Thinking and Behavior (ed. by G.E. Marcus, W.R. Neuman, M. MacKuen). Chicago: The University of Chicago Press.
Katona G. 1975. Psychological Economics. N.Y.: Elsevier Scientific Publishing Company.
Meltzer H. 2011. Personal Debt and Suicidal Ideation. – Psychological Medicine. Vol. 42. P. 771-778.
Mian A., Sufi A. 2018. Finance and Business Cycles: The Credit-Driven Household Demand Channel. – Journal of Economic Perspectives. Vol. 32. No. 3. P. 31-58.
Novikov O.G., Kozlov N. 2020. Growing Household Credit Load through the Prism of Social Perception, Credit and Political Attitudes of Russians. – Review of Business and Economics Studies. Vol. 8. No. 4. P. 19-32.
Pickard S., Bessant J. 2018. France’s #Nuit Debout Social Movement: Young People Rising up and Moral Emotions. – Societies. Vol. 8. No. 4.
Starrin B., Åslund C., Nilsson K.W. 2009. Financial Stress, Shaming Experiences and Psychosocial Ill-Health. – Social Indicators Research. Vol. 91. P. 283-298.
Sweet E., Kuzawa C.W., McDade T.W. 2018. Short-term Lending: Payday Loans as Risk Factors for Anxiety, Inflammation and Poor Health. – SSM – Population Health. No. 5. P. 114-121.
Valentino N.A., Brader T., Groenendyk E.W., Gregorowicz K., Hutchings V.L. 2011. Election Night’s Alright for Fighting: The Role of Emotions in Political Participation. – The Journal of Politics. Vol. 73. No. 1. P. 156-170.
van Stekelenburg J., Klandermans B. 2017. Individuals in Movements: A Social Psychology of Contention. – Handbook of Social Movements across Disciplines (ed. by C. Roggeband, B. Klandermans). Springer, Cham.
van Zomeren M., Spears R., Fischer A.H., Leach C.W. 2004. Put Your Money Where Your Mouth Is! Explaining Collective Action Tendencies through Group-Based Anger and Group Efficacy. – Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 87. No. 5. P. 649-664.
Wahl‐Jorgensen K. 2018. Towards a Typology of Mediated Anger: Routine Coverage of Protest and Political Emotion. – International Journal of Communication. No. 12. P. 2071-2087.
Witte C.T., Burger M.J., Ianchovichina E. 2020. Subjective Well-Being and Peaceful Uprisings. – KYKLOS. Vol. 73. No. 1. P. 120-158.
Голиков Н.А., Голиков И.Н., Юманова Н.Н. 2016. Долговая нагрузка населения и риск суицидального поведения: есть ли связь? (Часть I. Федеральный уровень). – Суицидология. Т. 7. № 4(25). С. 72-83.
Козлов Н.А. 2020. Политические риски динамики потребительского кредитования в России (анализ общефедеральных статистических показателей). – Самоуправление. № 3(120). С. 51-57.
Молоканова Ю.С. 2020. Статистический портрет домохозяйств с высокой кредитной нагрузкой. – Статистика в современном мире: методы, модели, инструменты: материалы международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: АзовПринт.
Мужичкова Ю.Е. 2015. Психология обыденных представлений о долгах и кредитах. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 4(20). С. 37-44.
Ниворожкина Л.И. 2016. Воздействие кредитования на потребление домашних хозяйств: экономико-статистическое исследование. – Вопросы статистики. № 1. С. 47-53.
Ниворожкина Л.И., Торопова Т.В., Трегубова А.А., Баташев Р.В. 2017. Кредитное поведение российских домохозяйств на различных этапах макроэкономических циклов: монография. Ростов н/Д: ИПК РГЭУ (РИНХ). 128 с.
Разов П.В., Штепа С.Е. 2019. Социальные риски потребительского кредитования студенческой молодежи. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 9(4). С. 106-110.
Социология пандемии. Проект коронаФОМ. 2021. М.: Институт Фонда Общественное Мнение (инФОМ). 319 с.
Стребков Д.О. 2004. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России. – Вопросы экономики. № 2. С. 109-128.
Тихонов А.А. 2019. Динамика финансового и потребительского поведения россиян в 2003–2018 гг. – Journal of Institutional Studies. Vol. 11. No. 3. P. 153-169.
Brader T. 2005. Striking a Responsive Chord: How Political Ads Motivate and Persuade Voters by Appealing to Emotions. – American Journal of Political Science. Vol. 49. No. 2. P. 388-405.
Bridges S., Disney R. 2010. Debt and Depression. – Journal of Health Economics. Vol. 29. No. 3. P. 388-403.
Fiksenbaum L., Marjanovic Z., Greenglass E. 2017. Financial Threat and Individuals’ Willingness to Change Financial Behavior. – Review of Behavioral Finance. Vol. 9. No. 2. P. 128-147.
Gurr T. 1970. Why Men Rebel. Princeton: Princeton University Press.
Hodson R., Dwyer R.E., Neilson L.A. 2014. Credit Card Blues: The Middle Class and the Hidden Costs of Easy Credit. – The Sociological Quarterly. Vol. 55. No. 2. P. 315-340.
Huddy L., Feldman S., Cassese E. 2007. On the Distinct Political Effect of Anxiety and Anger. – The Affect Effect: Dynamics of Emotion in Political Thinking and Behavior (ed. by G.E. Marcus, W.R. Neuman, M. MacKuen). Chicago: The University of Chicago Press.
Katona G. 1975. Psychological Economics. N.Y.: Elsevier Scientific Publishing Company.
Meltzer H. 2011. Personal Debt and Suicidal Ideation. – Psychological Medicine. Vol. 42. P. 771-778.
Mian A., Sufi A. 2018. Finance and Business Cycles: The Credit-Driven Household Demand Channel. – Journal of Economic Perspectives. Vol. 32. No. 3. P. 31-58.
Novikov O.G., Kozlov N. 2020. Growing Household Credit Load through the Prism of Social Perception, Credit and Political Attitudes of Russians. – Review of Business and Economics Studies. Vol. 8. No. 4. P. 19-32.
Pickard S., Bessant J. 2018. France’s #Nuit Debout Social Movement: Young People Rising up and Moral Emotions. – Societies. Vol. 8. No. 4.
Starrin B., Åslund C., Nilsson K.W. 2009. Financial Stress, Shaming Experiences and Psychosocial Ill-Health. – Social Indicators Research. Vol. 91. P. 283-298.
Sweet E., Kuzawa C.W., McDade T.W. 2018. Short-term Lending: Payday Loans as Risk Factors for Anxiety, Inflammation and Poor Health. – SSM – Population Health. No. 5. P. 114-121.
Valentino N.A., Brader T., Groenendyk E.W., Gregorowicz K., Hutchings V.L. 2011. Election Night’s Alright for Fighting: The Role of Emotions in Political Participation. – The Journal of Politics. Vol. 73. No. 1. P. 156-170.
van Stekelenburg J., Klandermans B. 2017. Individuals in Movements: A Social Psychology of Contention. – Handbook of Social Movements across Disciplines (ed. by C. Roggeband, B. Klandermans). Springer, Cham.
van Zomeren M., Spears R., Fischer A.H., Leach C.W. 2004. Put Your Money Where Your Mouth Is! Explaining Collective Action Tendencies through Group-Based Anger and Group Efficacy. – Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 87. No. 5. P. 649-664.
Wahl‐Jorgensen K. 2018. Towards a Typology of Mediated Anger: Routine Coverage of Protest and Political Emotion. – International Journal of Communication. No. 12. P. 2071-2087.
Witte C.T., Burger M.J., Ianchovichina E. 2020. Subjective Well-Being and Peaceful Uprisings. – KYKLOS. Vol. 73. No. 1. P. 120-158.
Статья
Поступила: 16.06.2021
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Парма, Р. В., & Козлов, Н. А. (2021). Построение модели воздействия кредитной нагрузки на политическое поведение российских граждан. Власть, 29(3), 76-85. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8143
Выпуск
Раздел
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПРАКТИКИ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.