Формирование доверия бизнеса и власти в условиях цифровизации российской экономики

Научная статья
  • Константин Николаевич Горлов Мичуринский городской Совет депутатов Тамбовской области gorlov@cit-tmb.ru
    Elibrary Author_id 1055888
  • Владимир Федорович Пеньков Тамбовский государственный технический университет pvf68@mail.ru
    Elibrary Author_id 406063
Для цитирования
Горлов К. Н., Пеньков В. Ф. Формирование доверия бизнеса и власти в условиях цифровизации российской экономики // Власть. 2021. Том 29. № 3. С. 36-47. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8130

Аннотация

В статье рассматривается современное понимание сущности и видов доверия в контексте взаимоотношений бизнеса и власти. Авторы анализируют влияние цифровизации, экономических и социально-политических процессов на уровень доверия в Российской Федерации. Определено, что современные цифровые технологии (блокчейн, искусственный интеллект, большие данные, цифровые платформы) становятся как источниками социально-политических и экономических рисков, снижающих уровень доверия в отношениях, так и инструментами формирования нового доверия в системе взаимоотношений бизнеса и власти. Авторы предлагают ряд мер как со стороны власти, так и со стороны бизнеса, направленных на построение эффективного механизма формирования взаимных доверительных отношений, особо отмечая необходимость заключения нового общественного договора, отвечающего реалиям цифровой трансформации общества.
Ключевые слова:
доверие; цифровое доверие; бизнес; власть; цифровая экономика; цифровые технологии; общественный договор

Биографии авторов

Константин Николаевич Горлов, Мичуринский городской Совет депутатов Тамбовской области
соискатель Института социально-политических исследований РАН; старший преподаватель кафедры управления и делового администрирования Мичуринского государственного аграрного университета; заместитель председателя
Владимир Федорович Пеньков, Тамбовский государственный технический университет
доктор политических наук, профессор; профессор кафедры теории и истории государства и права; председатель Общественной палаты Тамбовской области 

Литература

Авдеева Д.А. 2019. Доверие в России и его связь с уровнем экономического развития. – Общественные науки и современность. № 3. С. 79-93.



Балашов А.М. 2019. Социальная ответственность предпринимательства как фактор обеспечения устойчивого экономического развития в современных условиях. – Карельский научный журнал. № 2(27). Т. 8. С. 96-98.



Вебер М. 2016. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. В 4 т. Т. 1. Социология. М.: ИД ВШЭ. 445 с.



Веселов Ю.В. 2020. Доверие в цифровом обществе. – Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Т. 13. Вып. 2. С. 129-143.



Генкин А., Михеев А. 2018. Блокчейн: Как это работает и что нас ждет завтра. М.: Альпина Паблишер. 592 с.



Гидденс Э. 1999. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 703 с.



Гончарова О.Ю. Сидоренко И.Н. 2013. Взаимное доверие государства и бизнеса – основа решения задач экономического развития России. –Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. № 2. С. 112-124.



Горлов К.Н. 2019. Возможные социально-политические и экономические последствия изменений в налогообложении коммерческого имущества (на материалах Тамбовской области). – Известия Тульского государственного университета: гуманитарные науки. Вып. 4. С. 49-58.



Грановеттер М. 2014. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности. – Классика новой экономической социологии. М.: ИД ВШЭ. С. 345-379.



Доверие как критический фактор достижения стратегических целей социально-экономического и политического развития государства. Аналитический вестник № 5(748) (под общ. ред. В.Д. Кривова). 2020. М.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ. 58 с.



Ильичева Л.Е., Лапин А.В. 2021. Стратегии социально-экономического развития регионов в ракурсе национальных целей и приоритетов: Политический анализ: монография. М.: Аспект Пресс. 272 с.



Леонова И.Ю. 2015. Доверие: понятие, виды и функции. – Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. Т. 25. Вып. 2. С. 34-41.



Мамаев А.И. 2019. Проблемы развития социальной ответственности малого и среднего бизнеса. – Дискуссия. Вып. 95. С. 30-36.



Срничек Н. 2020. Капитализм платформ. М.: ИД ВШЭ. 128 с.



Стратегические коммуникации в цифровую эпоху (под ред. Л.С. Сальниковой). 2019. М.: Научная библиотека. 300 с.



Хоскинг Дж. 2016. Доверие: история. – М.: Политическая энциклопедия. 296 с.



Черной Л.С. 2014. Предпринимательская этика и экономическое развитие: парадоксы современности. – Экономическая наука современной России. № 4(67). C. 49-64.



Чупров В.И., Зубок Ю.А., Романович Н.А. 2019. Доверие в саморегуляции изменяющейся социальной реальности. М.: Норма. 208 с.



Шеварнадзе С.П. 2020. Будущее сегодня: как пандемия изменила мир. М.: Эксмо. 224 с.



Шо Р.Б. 2000. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы. М.: Дело. 272 с.



Шохин А.Н., Проскурин А.В. 2019. Факторы взаимного доверия института бизнеса и института власти в современной России. – Бизнес. Общество. Власть. № 2. С. 64-73.



Algan Y., Cahuc P. 2013. Trust, Growth, and Well-Being: New Evidence and Policy Implications. – Discussion Paper. N 7464. URL: http://repec.iza.org/dp7464.pdf (accessed 02.05.2021).
Статья

Поступила: 12.06.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Горлов, К. Н., & Пеньков, В. Ф. (2021). Формирование доверия бизнеса и власти в условиях цифровизации российской экономики. Власть, 29(3), 36-47. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8130
Раздел
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО