Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера Телеграм

Научная статья
  • Дмитрий Сергеевич Горбатов Санкт-Петербургский государственный университет gorbatov.rus@gmail.com
    Elibrary Author_id 226639
  • Павел Юрьевич Гурушкин Санкт-Петербургский государственный университет p.gurushkin@spbu.ru
    Elibrary Author_id 540591
Для цитирования
Горбатов Д. С., Гурушкин П. Ю. Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера Телеграм // Власть. 2021. Том 29. № 3. С. 26-35. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8128

Аннотация

Методом контент-анализа авторы изучали тематику новостных интернет-мемов в мессенджере Телеграм, проводили их типологизацию по критерию информационно-эмоционального воздействия с выделением таких категорий, как «агрессоры», «протекторы», «аттракторы» и «трикстеры», а также регистрировалась сравнительная выраженность приемов пропаганды. В частности, было установлено, что прием «наклеивание ярлыков» доминирует в пропагандистских кампаниях в новостной мемосфере, в ряде случаев сочетаясь с приемами «подтасовка карт», «перенос негатива», «опора на страхи», «блистательная неопределенность», «размахивание флагом».
Ключевые слова:
пропаганда; приемы пропаганды; интернет-мемы; новостные интернет-мемы; контент-анализ

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Горбатов, Санкт-Петербургский государственный университет
доктор психологических наук, профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций
Павел Юрьевич Гурушкин, Санкт-Петербургский государственный университет
кандидат политических наук, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

Литература

Горбатов Д.С., Оршанская Е.О., Сенаторова А.В. 2020. Типология интернет-мемов в политической сфере: агрессоры, протекторы… трикстеры. – Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: сборник научных статей (под ред. Г.В. Мерзлякова, Л.В. Баталова, С.А. Васюры и др.). Ижевск: Изд-во Удмуртского госуниверситета. С. 4-12.



Канашина С.В. 2017. Интернет-мем и политика. – Политическая лингвистика. № 1(61). С. 69-73.



Кузнецов И.С. 2018. Политический мем. М.: ЛитРес. 250 с.



Шомова С.А. 2019. Выборы президента РФ-2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 157-173.



Da San Martino G., Barron-Cedeno A., Wachsmuth H., Petrov R., Nakov P. 2020. SemEval-2020 task 11: Detection of Propaganda Techniques in News Articles. – Proceedings of the Fourteenth Workshop on Semantic Evaluation. P. 1377-1414.



Manzoor S., Safdar A., Zaheen B. 2019. Propaganda Revisited: Understanding Propaganda in the Contemporary Communication Oriented World. – Global Regional Review. Vol. 4. No. 3. P. 317-324.



Miller C., Edwards V. 1936. The Intelligent Teacher’s Guide through Campaign Propaganda. – The Clearing House. № 11(2). P. 69-77.



Miltner K.M. 2018. Internet Memes. – The SAGE Handbook of Social Media (ed. by J. Burgess, T. Poell, A. Marwick). N.Y.: Sage. P. 412-428.
Статья

Поступила: 11.06.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Горбатов, Д. С., & Гурушкин, П. Ю. (2021). Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера Телеграм. Власть, 29(3), 26-35. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8128
Раздел
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО