Скулшутинг в России: что имеет значение?
Научная статья
Для цитирования
Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Том 29. № 1. С. 93-108. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования скулшутинга в России с применением метода case study; триангуляции данных из различных источников информации; прототипов, разработанных междисциплинарной проектной группой ТПУ для интеллектуального анализа данных социальных сетей. На основе сформулированной в обобщенном виде категории скулшутинга и существующей в России правоприменительной практики сформирована выборка исследования, включающая 23 случая. Все случаи маркированы по трем типам (исходя из зарубежной практики типологии одиночек): скулшутер, массовый убийца, террорист. 19 случаев однозначно определены как скулшутинг. Выявлены типы подражания и разработана схема взаимосвязей; обозначены значимые признаки; проведен анализ динамики случаев; представлены примеры предупреждающих знаков, которые скулшутеры оставляют в Интернете; обозначены основные и дополнительные мотивы скулшутеров; представлены результаты изучения социальных связей скулшутеров в онлайн-среде.
Ключевые слова:
скулшутер; школьный стрелок; массовый убийца; преступник-подражатель; Колумбайн; молодежь; радикализация; экстремизм; терроризм
Литература
Карпова А.Ю. 2019. Механизмы индивидуальной радикализации в процессе самоорганизации молодежи. – Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики (под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской). М.: Издательство «Экон-информ». С. 69-81.
Карпова А.Ю., Савельев А.О., Вильнин А.Д., Чайковский Д.В. 2020. Изучение процесса онлайн радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход). – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3(157). С. 159-181.
Карпова А.Ю., Чайковский Д.В. 2019. «Пост-Колумбайн эффект»: стохастический терроризм. – Вестник Национального антитеррористического комитета. № 2(22). С. 45-53.
Danzell O.E., Montañez L.M. M. 2016. Understanding the Lone Wolf Terror Phenomena: Assessing Current Profiles. – Behavioral Sciences of Terrorism & Political Aggression. Vol. 8. No. 2. P. 135-159.
Hofmann D.C. 2018. How «Alone» are Lone-Actors? Exploring the Ideological, Signaling, and Support Networks of Lone-Actor Terrorists. – Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 43. No. 7.
Holt Th.J., Freilich J.D., Chermak S.M. 2020. Examining the Online Expression of Ideology among Far-Right Extremist Forum Users. – Terrorism and Political Violence. doi: 10.1080/09546553.2019.1701446.
Kostinsky S., Bixler E., Kettl P. 2001. Threats of School Violence in Pennsylvania after Media Coverage of the Columbine High School Massacre. Examining the Role of Imitation. – Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. Vol. 155. No. 9. Р. 994-1001.
Langman P. 2009. Why Kids Kill: Inside the Minds of School Shooters. N.Y.: Palgrave Macmillan. 256 p.
Langman P. 2015. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Rowan & Littlefield, January. 298 p.
Langman P. 2018. Different Types of Role Model Influence and Fame Seeking Among Mass Killers and Copycat Offenders. – American Behavioral Scientist. Vol. 62. No. 2. P. 210-228.
Malthaner S., Lindekilde L. 2017. Analyzing Pathways of Lone-actor Radicalization: A Relational Approach. – Constructions of Terrorism. Los Angeles: University of California Press. P. 163-180.
Schuurman B., Lindekilde L., Malthaner S., O'Connor F., Gill P., Bouhana N. 2019. End of the Lone Wolf: The Typology that Should Not Have Been. – Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 42. No. 8. P. 771-778.
Towers S., Gomez-Lievano A., Khan M, Mubayi A., Castillo-Chavez C. 2015. Contagion in Mass Killings and School Shootings. – PLoS ONE. Vol. 10. No. 7.
Wikström P.-O.H., Bouhana N. 2017. Analyzing Radicalization and Terrorism: A Situational Action Theory. – The Handbook of the Criminology of Terrorism (ed. by G. LaFree, J.D. Freilich). Wiley-Blackwell. P. 175-186.
Карпова А.Ю., Савельев А.О., Вильнин А.Д., Чайковский Д.В. 2020. Изучение процесса онлайн радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход). – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3(157). С. 159-181.
Карпова А.Ю., Чайковский Д.В. 2019. «Пост-Колумбайн эффект»: стохастический терроризм. – Вестник Национального антитеррористического комитета. № 2(22). С. 45-53.
Danzell O.E., Montañez L.M. M. 2016. Understanding the Lone Wolf Terror Phenomena: Assessing Current Profiles. – Behavioral Sciences of Terrorism & Political Aggression. Vol. 8. No. 2. P. 135-159.
Hofmann D.C. 2018. How «Alone» are Lone-Actors? Exploring the Ideological, Signaling, and Support Networks of Lone-Actor Terrorists. – Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 43. No. 7.
Holt Th.J., Freilich J.D., Chermak S.M. 2020. Examining the Online Expression of Ideology among Far-Right Extremist Forum Users. – Terrorism and Political Violence. doi: 10.1080/09546553.2019.1701446.
Kostinsky S., Bixler E., Kettl P. 2001. Threats of School Violence in Pennsylvania after Media Coverage of the Columbine High School Massacre. Examining the Role of Imitation. – Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. Vol. 155. No. 9. Р. 994-1001.
Langman P. 2009. Why Kids Kill: Inside the Minds of School Shooters. N.Y.: Palgrave Macmillan. 256 p.
Langman P. 2015. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Rowan & Littlefield, January. 298 p.
Langman P. 2018. Different Types of Role Model Influence and Fame Seeking Among Mass Killers and Copycat Offenders. – American Behavioral Scientist. Vol. 62. No. 2. P. 210-228.
Malthaner S., Lindekilde L. 2017. Analyzing Pathways of Lone-actor Radicalization: A Relational Approach. – Constructions of Terrorism. Los Angeles: University of California Press. P. 163-180.
Schuurman B., Lindekilde L., Malthaner S., O'Connor F., Gill P., Bouhana N. 2019. End of the Lone Wolf: The Typology that Should Not Have Been. – Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 42. No. 8. P. 771-778.
Towers S., Gomez-Lievano A., Khan M, Mubayi A., Castillo-Chavez C. 2015. Contagion in Mass Killings and School Shootings. – PLoS ONE. Vol. 10. No. 7.
Wikström P.-O.H., Bouhana N. 2017. Analyzing Radicalization and Terrorism: A Situational Action Theory. – The Handbook of the Criminology of Terrorism (ed. by G. LaFree, J.D. Freilich). Wiley-Blackwell. P. 175-186.
Статья
Поступила: 26.03.2021
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Карпова, А. Ю., & Максимова, Н. Г. (2021). Скулшутинг в России: что имеет значение?. Власть, 29(1), 93-108. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920
Выпуск
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.