Культурное наследие как ресурс власти: демузеефикация cобора cв. Софии для поддержки легитимности
Научная статья
Для цитирования
Растимешина Т. В., Пирогов А. И. Культурное наследие как ресурс власти: демузеефикация cобора cв. Софии для поддержки легитимности // Власть. 2020. Том 28. № 6. С. 129-138. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i6.7737
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь культурного наследия и политических интересов власти; уточняется понятие ценности культурно-исторического объекта в его социокультурном контексте и тесной взаимосвязи с политическими потребностями и интересами субъектов политики; обосновывается возможность конвертирования ценности объектов культурного наследия во властные ресурсы. На примере собора св. Софии в Стамбуле авторы характеризуют музеефикацию как способ разрешения конфессионального противостояния и демузеефикацию как инструмент сохранения и укрепления политических позиций действующей власти в сложных социально-экономических и политических условиях, связанных в т.ч. с глобальной пандемией коронавирусной инфекции.
Ключевые слова:
культурное наследие; музеефикация; демузеефикация; политические интересы; власть; пандемия; коронавирус
Литература
Дробижева Л.М. 2006. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность. – Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России (отв. ред. В.С. Магун). М.: Изд-во ИС РАН. С. 10-29.
Дробижева Л.М. 2007. Размышления о государственно-гражданской идентичности. – Жизнь национальностей. № 2.
Дробижева Л.М. 2008. Возможен ли конструктивный национализм? – Россия в глобальной политике. 2008. № 6; Доступ: https://globalaffairs.ru/articles/vozmozhen-li-konstruktivnyj-naczionalizm/ (проверено 13.11.2020).
Дробижева Л.М. 2009. Толерантность и проблемы интеграции многокультурных сообществ. – Вестник Института Кеннана в России. Вып. 16. Доступ: https://www.isras.ru/files/File/Publication/Tolerantnost_i_priblemy.pdf (проверено 13.11.2020).
Ионов И.Н. 1996. Историческое бессознательное и политический миф. – Современная политическая мифология. Содержание и механизмы функционирования. М.: Изд-во РГГУ. С. 12-28.
Крестинина Е. 2008. Социально-политическая идентичность в условиях интеграции. – Власть. № 4. С. 36-38.
Лапкин В.В. 2008. Модернизация, глобализация, идентичность. Общие проблемы и российские особенности. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 50-58.
Малинова О. 2007. Конструирование идентичности: возможности и ограничения. – Pro et Contra. № 3. С. 60-65.
Малинова О.Ю. 2010. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 90-105.
Растимешина Т.В., Пирогов А. И. 2017. Культурное наследие Москвы и Санкт-Петербурга в контексте дискурса власти в современной России. – Вестник РМАТ. № 4. С. 5-9.
Хантингтон. 2004. С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ. 635 с.
Шубин А.В. Россия и мир в 2020 году. 2005. М.: Европа. 46 с.
Bertho A. 2008. Nous autres, nous-mêmes: ethnographie politique du présent. Bellecombe-en-Bauges: Éd. du Croquant. 140 p.
Olivier B. 2009. Les identités collectives à l’heure de la mondialisation. Paris: CNRS éditions. 152 p.
Дробижева Л.М. 2007. Размышления о государственно-гражданской идентичности. – Жизнь национальностей. № 2.
Дробижева Л.М. 2008. Возможен ли конструктивный национализм? – Россия в глобальной политике. 2008. № 6; Доступ: https://globalaffairs.ru/articles/vozmozhen-li-konstruktivnyj-naczionalizm/ (проверено 13.11.2020).
Дробижева Л.М. 2009. Толерантность и проблемы интеграции многокультурных сообществ. – Вестник Института Кеннана в России. Вып. 16. Доступ: https://www.isras.ru/files/File/Publication/Tolerantnost_i_priblemy.pdf (проверено 13.11.2020).
Ионов И.Н. 1996. Историческое бессознательное и политический миф. – Современная политическая мифология. Содержание и механизмы функционирования. М.: Изд-во РГГУ. С. 12-28.
Крестинина Е. 2008. Социально-политическая идентичность в условиях интеграции. – Власть. № 4. С. 36-38.
Лапкин В.В. 2008. Модернизация, глобализация, идентичность. Общие проблемы и российские особенности. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 50-58.
Малинова О. 2007. Конструирование идентичности: возможности и ограничения. – Pro et Contra. № 3. С. 60-65.
Малинова О.Ю. 2010. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 90-105.
Растимешина Т.В., Пирогов А. И. 2017. Культурное наследие Москвы и Санкт-Петербурга в контексте дискурса власти в современной России. – Вестник РМАТ. № 4. С. 5-9.
Хантингтон. 2004. С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ. 635 с.
Шубин А.В. Россия и мир в 2020 году. 2005. М.: Европа. 46 с.
Bertho A. 2008. Nous autres, nous-mêmes: ethnographie politique du présent. Bellecombe-en-Bauges: Éd. du Croquant. 140 p.
Olivier B. 2009. Les identités collectives à l’heure de la mondialisation. Paris: CNRS éditions. 152 p.
Статья
Поступила: 22.12.2020
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Растимешина, Т. В., & Пирогов, А. И. (2020). Культурное наследие как ресурс власти: демузеефикация cобора cв. Софии для поддержки легитимности. Власть, 28(6), 129-138. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i6.7737
Выпуск
Раздел
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПРАКТИКИ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.