Роль общественной дискуссии в подготовке университетской реформы 1860-х гг.

  • Светлана Валерьевна Балабай narrativ63@mail.ru
  • Александр Николаевич Донин Donin1956@mail.ru
  • Борис Семенович Клементьев philpsof@inf.sgu.ru
Для цитирования
Балабай С. В., Донин А. Н., Клементьев Б. С. Роль общественной дискуссии в подготовке университетской реформы 1860-х гг. // Власть. 2019. Том 27. № 6. С. 266-273. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i6.6862

Аннотация

В статье анализируются предпосылки успешной реформы системы высшего образования России в середине ХIХ в. В этот период впервые в истории России социально-педагогические проблемы стали предметом широкого общественного обсуждения. Ключевое значение для дискуссии имело определение назначения университетов, цели их деятельности. Именно данный аспект предстоящей реформы стал предметом жарких дискуссий представителей различных идейно-политических направлений. Доминирующим умонастроением российского образованного общества становилось осознание университетов как научно-образовательных и просветительских центров, способных принести пользу не только государству, но главным образом обществу. В результате реформы российские университеты становились важнейшим социальным институтом, определявшим направление поступательного движения всей образовательной системы страны, ее духовного состояния. Такая предварительная подготовка и обеспечила успех реформы XIX в. Именно ее не хватает современным реформаторам от образования.
Ключевые слова:
университет, реформа, высшее образование, общественная мысль, либерализм, воспитание, педагогическая общественность

Литература

Демидова Е.И. 2016. Рецензия на книгу «Грани российского образования». – Власть. Т. 24. № 12. С. 252-255.



Добролюбов Н.А. 1941. Полное собрание сочинений. В 6 т. М.: Художественная литература. Т. 5. 651 с.



Донин А.Н. 2003. Университетские реформы в России: общественная мысль и практика. Вторая половина XIX века. Саратов: Изд-во СГСЭУ. 256 с.



Замечания на проект общего устава императорских российских университетов. 1862. Ч. 2. СПб: Императорская Академия наук. 533 с.



Костомаров Н.И. 1861. Замечания о наших университетах. – С.-Петербургские ведомости. 26 октября. № 237.



Пирогов Н.И. 1953. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. 752 с.



Толстой Л.Н. 1989. Педагогические сочинения. М.: Педагогика. 542 с.



Чичерин Б.Н. 1862. Несколько современных вопросов. М.: Изд-во К. Солдатенкова. 265 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Балабай, С. В., Донин, А. Н., & Клементьев, Б. С. (2019). Роль общественной дискуссии в подготовке университетской реформы 1860-х гг. Власть, 27(6), 266-273. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i6.6862
Раздел
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ