Национальная политика России в области инженерного образования: понятие, сущность, содержание

  • Мария Владимировна Добрынина dmariyavl@bk.ru
  • Татьяна Владимировна Растимешина no@email.com
Для цитирования
Добрынина М. В., Растимешина Т. В. Национальная политика России в области инженерного образования: понятие, сущность, содержание // Власть. 2019. Том 27. № 6. С. 257-265. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i6.6861

Аннотация

В статье проводится анализ сущности и содержания политики инженерного образования, отмечается нетождественность национальной и государственной политики. Авторы характеризуют образовательную политику как пространство борьбы и согласования интересов государства и гражданского общества в лице различных институтов, в первую очередь экономических структур и академического сообщества. В статье выделяются 3 модели образовательной политики: патерналистская, либеральная и социально ориентированная. Основными компонентами образовательной политики как деятельности являются целеполагание и стратегическое планирование; разработка и экстраполяция в систему образования аксиологии и идеологии образования; нормирование; администрирование и регулирование; контроль за развитием образовательной системы.
Ключевые слова:
инженерное образование, образовательная политика, государство, гражданское общество, согласование интересов, либерализм, патернализм, социальная ориентированность

Литература

Агранович Б.Л. и др. 2007. Становление и развитие системы университетского технического образования России: монография. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 186 с.



Бержель Ж.-Л. 2000. Общая теория прав (под. общ. ред. В.И. Даниленко). М.: NOTA BENE. 576 с.



Бернам У. 2006. Правовая система США. М.: Новая юстиция. 1216 с.



Бондаревский А.М. 2013. Право на образование: сущность, принципы: дис. … к.ю.н. М. 163 c.



Верескун В.Д. 2012. История инженерного образования в России. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. 227 с.



Власова О.Ю. 2013. Модели образовательной политики современных европейских государств. – Государственное управление: электронный вестник. Вып. 41, декабрь. С. 229-247.



Гершунский Б.С. 1998. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство. 605 c.



Добрынина М.В. 2019. Становление системы инженерного образования в эпоху реформ Петра I: подготовка технических специалистов для решения задач модернизации страны. – Вестник РМАТ. № 2. С. 95-106.



Добрынина М.В., Лифинцев В.Д. 2019. Сотрудничество государства и гражданских институтов в сфере развития системы инженерного образования: конец XIX – начало XX вв. – Экономические и социально-гуманитарные исследования. № 2(22). С. 125-131.



Добрынина М.В., Никитина С.С. 2019а. Развитие инженерного образования в России в постпетровский период XVIII века: основные тенденции и противоречия. – Власть. Т. 27. № 2. С. 234-239.



Добрынина М.В., Никитина С.С. 2019б. Политика российского государства в отношении инженерного образования в первой четверти XIX в.: борьба либеральных и консервативных тенденций. – Экономические и социально-гуманитарные исследования. № 1(21). С. 155-167.



Днепров Э.Д. 2011. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос. 456 с.



Жукова А.П. 2008. Государственная образовательная политика и ее влияние на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... к.полит.н. М. 184 с.



Змеев В.А. 2001. Развитие российской высшей школы, ХVIII – начало ХХ в.: дис. ... д.и.н. М. 555 с.



Знаменский Д.Ю. 2012. Государственная политика Российской Федерации в области образования, науки и инноваций: проблемы комплексного подхода к формированию и реализации. – Вестник университета (ГУУ). № 4. С. 29-34.



Кивинен О., Ринне Р. 1992. Инвестиции в высшее образование: финский опыт. – Высшее образование в Европе: Финансирование высшего образования. Т. ХVII. № 1. С. 138-153.



Клейнер Г. 2004. Эволюция институциональных систем. М.: Наука. 238 с.



Коуз Р. 1993. Фирма, рынок и право. М.: Дело. 92 с.



Ленчук Е. Б. 2016. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости. СПб: Алетейя. 334 с.



Модянова Т.В. 2011. Государственная кадровая политика в сфере образования в России в конце XX – начале XXI веков: политологический анализ: дис. … к.полит.н. М. 179 с.



Насонкин В.В. 2015. Национальное и региональное измерение государственной образовательной политики в контексте глобализации (на примере ЕС): дис. ... д.полит.н. СПб. 387 с.



Нестерчук О.А. 2009. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации: дис. … д.полит.н. М. 446 с.



Пещеров В.Г. 2011. Государственная политика интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования: дис. … к.полит.н. М. 218 с.



Подлесный С.А. и др. 2005. Высшая инженерная школа России. Путь в мировое сообщество. Томск: Изд-во ТУСУР. 124 с.



Скрипак Е.И. 2003. Институциональная организация производства образовательных услуг: дис. … к.э.н. Кемерово.190 с.



Соловьев А.И. 2001. Политическая идеология: логика исторической эволюции. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 5-24.



Тарасова В.Н. 2000. Высшая инженерная школа России, последняя четверть ХVIII в. – 1917 г.: дис. ... д.и.н. М. 577 с.



Фрумин И.Д. 2002. Образовательная политика: практика анализа. М.: ЦИОП. 168 с.



Чучалин А.И. 2014. Проектирование инженерного образования в перспективе XXI века. М.: Логос. 231 с.



Шпаковская Л. 2007. Политика высшего образования в Европе и России. СПб: Норма. 328 с.



Abbott F., Breining-Kaufmann С., Cottier Т. 2006. International Trade and Human Rights: Foundations and Conceptual Issues. Michigan: University of Michigan Press. 388 p.



Aldrich R. 2006. Lessons from History of Education. Routledge: Cromwell Press. 238 p.



Alexy R.A. 2002. Theory of Constitutional Rights. Oxford: Oxford University Press. 462 p.



Alston P., Quinn G. 1987. The Nature and Scope of States Parties Obligations under the International Covenant of Social, Economic and Cultural Rights. – Human Rights Quarterly. Vol. 9. No. 2. P. 156-229.



Anyon J. 2005. What «Counts» as Educational Policy? Notes toward a New Paradigm. – Harvard Educational Review. No. 75. P. 65-88. URL: www.hepg.org/her/abstract/91 (accessed 30.10.2019).



Beiter K.D. 2006. The Protection of the Right to Education by International Law. Leiden: Koninklijeke Brill NV. 738 p.



Burke P. 1987. The Historical Anthropology of Early Modern Italy. Cambridge: Cambridge University Press. 292 p.



Clark B. 1983. The Higher Education System. Academic Organization in Cross-national Perspective. Berkeley, СА. P. 136-181.



Dukes P. 1990. The Making of Russian Absolutism, 1613–1801. London: Longmans Green and Co. 240 p.



Goedegebuure L., Kaiser F., Maasen P. 1991. Higher Education Policy in International Perspective: An Overview. – Higher Education Policy. An International Comparative Perspective (ed. by L. Goedegebuure, F. Kaiser et al.). Oxford; N.Y.; Seul; Tokyo. P. 5-6.



Governmental Strategies and Innovation in Higher Education (ed. by F.A. Vught, van). 1989. London: Jessica Kingsley Publishers. 160 p.



Kaiser F., O’Heron H. 2005. Myths and Methods on Access and Participation in Higher Education in International Comparison: thematic report. Enschede.



Kivinen O., Rinne R. 1991. Changing Higher-education Policy. Three Western Models. – Prospects. October. Vol 21. Is. 3, P. 421–429.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Добрынина, М. В., & Растимешина, Т. В. (2019). Национальная политика России в области инженерного образования: понятие, сущность, содержание. Власть, 27(6), 257-265. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i6.6861
Раздел
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ