Историческая память в эмоциональном и исследовательском восприятии

  • Ирина Александровна Савченко teosmaco@rambler.ru
  • Людмила Анатольевна Снегирева sla_sq@mail.ru
  • Сергей Васильевич Устинкин sv.ustinkin@gmail.com
Для цитирования
Савченко И. А., Снегирева Л. А., Устинкин С. В. Историческая память в эмоциональном и исследовательском восприятии // Власть. 2017. Том 25. № 10. С. 112-122.

Аннотация

В статье проводится анализ отношения российских и зарубежных ученых к феномену исторической памяти. Авторы отмечают, что российская наука и педагогическая практика стимулируют уважение к исторической памяти и ее сохранение, в то время как зарубежная наука настойчиво десакрализирует историческую память. В статье представлены результаты опросного исследования, где выявляются эмоционально окрашенные оценки, которые дают представители вузовской молодежи событиям военной истории России.
Ключевые слова:
военная история, молодежь, историческая память, эмоциональное восприятие, сакрализация/десакрализация

Литература

Андерсон Б. 2001. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле. 288 с.



Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. 2005. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян. – Социс. Социологические исследования. № 5.С. 11-22.



Балабанов С.С., Колобов О.А. 1997. История Октября глазами учащейся молодежи. – Социс. Социологические исследования. № 11. С. 42-47.



Балабанов С.С., Куконков П.И. 2007. Октябрь 1917 в сознании учащейся молодежи. Социс. Социологические исследования. № 8. С. 71-77.



Горшков М.К., Шереги Ф.Э. 2010. Историческое сознание молодежи. –Вестник РАН. № 80(3). С. 195-203.



Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. 1989. Историческое сознание: опыт социологического исследования. – Вопросы истории. № 6. С. 118-129.



Куракина Л.М., Мирончева Е.А. 2015. Российские политические лидеры в восприятии современного студенчества (по материалам региональных исследований). – Фундаментальные исследования. № 2(23). С. 5245-5252.



Кутыкова И.В. 2013. История отечества в сознании учащейся молодежи: итоги постсоветского двадцатилетия. – Историческая психология и социология истории. № 2. С. 95-106.



Максимов А. 2016. Никола Тесла. Пацифист, приручивший молнию. М.: Вече; ЛКИ. 216 с.



Мид М. 1988. Культура и мир детства. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 429 с.



Отургашева Н.В. 2016. Персоносфера российского студенчества: опыт лингвокультурологического анализа. – Русский язык и русская литература как фактор культурной интеграции русского мира»: сборник материалов международной научно-практической конференции. Красноярск. Сибирский федеральный ун-т. Доступ: http://conf.sfu-kras.ru/922/participant/15089 (проверено 24.09.2017).



Рябов В.В., Хаванов Е.И. 2005. Студенчество на рубеже веков: историческое сознание и гражданское становление. М.: Жизнь и мысль; Московские учебники. 176 с.



Савченко И.А. 2009. Трансформации культурной идентичности в мультикультурном сообществе. – Личность. Культура. Общество. Т. 11. Вып. 3(50). С. 430-439.



Савченко И.А. 2010. Лингвоидентичность и социокультурные условия развития этнообщностей. – Вестник Ленинградского госуниверситета. № 2. С. 281-296.



Савченко И.А. 2011. Культурная идентичность как индикатор маргинальных тенденций. – Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. № 2(90). С. 209-222.



Саралиева З.Х., Балабанов С.С. 2005. Отечественная война в памяти трех поколений. – Социс. Социологические исследования. № 11. С. 29-36.



Саралиева З.Х., Широкалова Г.С., Куконков П.И. 2015. Учащиеся о Великой Отечественной войне. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ. 49 с.



Тощенко Ж.Т. 2000. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния. – Новая и новейшая история. № 4. С. 3-14.



Треушников И.А. 2016. Смысл войны (диалог представителей философии всеединства периода первой мировой войны). – Соловьевские исследования. № 49. С. 76-84.



Устинкин С.В. 2017. Великая отечественная война в восприятии молодежи России – Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. 6 (329): 100-107.



Устинкин С.В., Рудаков А.В. 2017. О подходах к формированию системы мер по противодействию фальсификации истории и защите исторического сознания народов России. – Власть. № 7. Т. 25. С. 113-119.



Франкл В. 2015. Человек в поисках смысла. М.: Книга по Требованию. 366 с.



Хюбнер К. 1996. Истина мифа. М.: Республика. 448 с.



Barnier A., Sutton J. 2008. From individual to collective memory: Theoretical and empirical perspectives. – Memory. Vol. 16. No. 3. P. 177-182.



Connerton P. 2008. Seven Types of Forgetting. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 59-71.



«Memory and Identity: The History of a Relationship» in Commemorations (ed. by John Gillis). 1994. Princeton: Princeton University Press. 281 p.



Hoelscher S., Alderman D. 2004. Memory and Place: Geographies of a Critical Relationship. – Social & Cultural Geography. Vol. 5. No. 3. P. 347-355.



Kansteiner W. 2002. Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies. – History and Theory. Vol. 41. No. 2. May 2002. P. 179-197.



Kitch C. 2008. Placing Journalism inside Memory – and Memory Studies. –Memory Studies. Vol. 1. No. 3. P. 311-320.



Loewen J.W. 1995. Lies My Teacher Told Me: Everything Your American History Textbook Got Wrong. N.Y.: The New Press. 184 p.



Research Methods for Memory Studies (ed. by E. Keightley, M. Pickering). 2013. Edinburgh University Pres. 114 p.



Neiger M., Meyers O., Zandberg E. 2011. On Media Memory: Collective Memory in a Memory to the Historical Sociology of Mnemonic Practices. – Annual Review of Sociology. P. 105-140.



Pennebaker J.W., Paez D., Rim' B., Dario Paez D. 2013. Collective Memory of Political Events: Social Psychological Perspectives. L.: Psychology Press. 264 p.



Radstone S. 2008. Memory Studies: For and against. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 31-39.



Reese E., Fivush R. 2008. The Development of Collective Remembering – Reese New Media Age. – Memory. Vol. 16. No. 3. P. 201-212.



Rieff D. 2016. The Cult of Memory: When History Does More Harm Than Good. – The Gardian. 2 March URL: https://www.theguardian.com/education/2016/mar/02/cult-of-memory-when-history-does-more-harm-than-good



Roediger H.L., Wertsch J.V. 2008. Creating a New Discipline of Memory Studies. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 9-22.



Steiner L., Zelizer B. 1995. Competing Memories: Reading the Past against the Grain: The Shape of Memory Studies. – Critical Studies in Mass Communication. Vol. 12. No. 2. P. 214-39.



Sturken M. 1997. Tangled Memories: The Vietnam War, The Aids Epidemic and the Politics of Remembering. Berkeley: University of California Press. 99 p.



Sturken M. 2008. Memory, Consumerism and Media: Reflections on the Emergence of the Field. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 73-78.



The Politics of Memory: Transitional Justice in Democratizing Societies (ed. by de A.B. Brito, C.G. Gonzalez-Enriquez, P. Aguilar). 2001. Oxford University Press. 96 p.



Van House N., Churchill E.F. 2008. Technologies of Memory: Key Issues and Critical Perspectives. – Memory Studies. Vol. 1. No. 3. P. 295-310.



Wang Q. 2008. On the Cultural Constitution of Collective Memory. – Memory. Vol. 16. No. 3. P. 305-317.



Weedon C., Jordan G. 2012. Collective Memory: Theory and Politics. – Social Semiotics. Vol. 22. No. 2). P. 143-153.



Zelizer B. 2008. Why Memory's Work on Journalism Does Not Reflect Journalism's Work on Memory. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 79-87.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Савченко, И. А., Снегирева, Л. А., & Устинкин, С. В. (2017). Историческая память в эмоциональном и исследовательском восприятии. Власть, 25(10), 112-122. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/5462
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ