Культурные аспекты исторической памяти российских студентов
Для цитирования
Филоненко В. И., Штомпель Л. А., Штомпель О. М., Понеделков А. В. Культурные аспекты исторической памяти российских студентов // Власть. 2016. Том 24. № 9. С. 155-163.
Аннотация
Историческая память рассматривается в качестве проекции культурной памяти, выходящей за рамки опыта отдельного индивида и воплощенной в различных текстах культуры. С этой точки зрения исследуется культурная грамотность российских студентов, содержание, каналы и формы трансляции которой меняются в транзитивном обществе. Сохранение исторической памяти дает возможность студенческой молодежи адекватно вписываться в мир общих для россиян ценностных предпочтений, идеалов, норм поведения и коммуницирования, что является важным фактором стабилизации социального порядка. Данные теоретические положения конкретизируются в ходе авторских социологических исследований историко-культурной компетентности студентов вузов Ростовской области, проведенных в 2014 и 2012, 2015 гг. В частности, зафиксирован ряд противоречий, которые свидетельствуют о недостатках в воспитании и обучении учащейся молодежи.
Ключевые слова:
историческая и культурная память, культурная грамотность, студенчество, социальный порядок
Литература
Ассман Я. 2004. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры. 368 с.
Брега С.С. 2010. Воздействие нарративов на систему ценностей современного студенчества. – Социология образования. № 6. С. 90-96.
Бритвина И.Б. 2015. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне. – Социс. Социологические исследования. № 5. С. 18-21.
Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» (под общ. ред. Ю.Р. Вишневского). 2015. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.
Гарфинкель Г. 2007. Исследования по этнометодологии. СПб: Питер. 335 с.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. 2009. Молодежь России: демографические тенденции и историческое сознание. – Мониторинг общественного мнения. № 6. С. 5-36.
Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. 1989. Историческое сознание: опыт социологического исследования. – Вопросы истории. № 6. С. 118-129.
Историческая память: преемственность и трансформации: круглый стол. 2002. – Социс. Социологические исследования. № 8. С. 76-85.
Историческая память в массовом сознании российского общества (Результаты социологического мониторинга). 2003. – Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. № 2.
Мерзлякова И.Л., Линченко А.А., Овчинникова Э.В. 2014. Об историческом сознании современной студенческой молодежи. – Социс. Социологические исследования. № 12. С. 89-96.
Семилет Т.К. 2004. Культурвитализм – концепция жизненных сил культуры. Барнаул: Изд-во АГУ. 144 с.
Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области (сравнительный анализ результатов исследований 2006, 2011 и 2013 годов): научно-методическая монография (под общ. ред. В.И. Филоненко; науч. ред. И.А. Гуськов). 2014. М.: Вузовская книга. 516 с.
Тощенко Ж.Т. 1998. Историческая память и социология. – Социс. Социологические исследования. № 5. С. 3-7.
Уровень культурной компетентности первокурсников вузов Ростовской области (результаты социологического исследования): монография (под общ. ред. В.И. Филоненко). 2014. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 170 с.
Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Магранов А.С., Штомпель О.М., Никулина М.А., Ткачев М.В. 2015. Великая Отечественная война в представлениях учащихся вузов: формирование российской гражданской идентичности (анализ результатов социологических исследований): монография (под общей ред. В.И. Филоненко, Л.А. Штомпель, А.С. Магранова). Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 364 с.
Хальбвакс М. 2005. Коллективная и историческая память. – Неприкосновенный запас. № 2-3(40-41). С. 8-27.
Цветкова И.В. 2014. Поколенческие различия и динамика патриотических ценностей (на примере г. Тольятти). – Социс. Социологические исследования. № 3. С. 45-51.
Шюц А. 2004. Чужак. – Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН. С. 533-549.
Hirsch E.D., Jr. 1988. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. NY: Knopf Doubleday Publishing Group. 272 p.
Брега С.С. 2010. Воздействие нарративов на систему ценностей современного студенчества. – Социология образования. № 6. С. 90-96.
Бритвина И.Б. 2015. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне. – Социс. Социологические исследования. № 5. С. 18-21.
Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» (под общ. ред. Ю.Р. Вишневского). 2015. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.
Гарфинкель Г. 2007. Исследования по этнометодологии. СПб: Питер. 335 с.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. 2009. Молодежь России: демографические тенденции и историческое сознание. – Мониторинг общественного мнения. № 6. С. 5-36.
Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. 1989. Историческое сознание: опыт социологического исследования. – Вопросы истории. № 6. С. 118-129.
Историческая память: преемственность и трансформации: круглый стол. 2002. – Социс. Социологические исследования. № 8. С. 76-85.
Историческая память в массовом сознании российского общества (Результаты социологического мониторинга). 2003. – Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. № 2.
Мерзлякова И.Л., Линченко А.А., Овчинникова Э.В. 2014. Об историческом сознании современной студенческой молодежи. – Социс. Социологические исследования. № 12. С. 89-96.
Семилет Т.К. 2004. Культурвитализм – концепция жизненных сил культуры. Барнаул: Изд-во АГУ. 144 с.
Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области (сравнительный анализ результатов исследований 2006, 2011 и 2013 годов): научно-методическая монография (под общ. ред. В.И. Филоненко; науч. ред. И.А. Гуськов). 2014. М.: Вузовская книга. 516 с.
Тощенко Ж.Т. 1998. Историческая память и социология. – Социс. Социологические исследования. № 5. С. 3-7.
Уровень культурной компетентности первокурсников вузов Ростовской области (результаты социологического исследования): монография (под общ. ред. В.И. Филоненко). 2014. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 170 с.
Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Магранов А.С., Штомпель О.М., Никулина М.А., Ткачев М.В. 2015. Великая Отечественная война в представлениях учащихся вузов: формирование российской гражданской идентичности (анализ результатов социологических исследований): монография (под общей ред. В.И. Филоненко, Л.А. Штомпель, А.С. Магранова). Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 364 с.
Хальбвакс М. 2005. Коллективная и историческая память. – Неприкосновенный запас. № 2-3(40-41). С. 8-27.
Цветкова И.В. 2014. Поколенческие различия и динамика патриотических ценностей (на примере г. Тольятти). – Социс. Социологические исследования. № 3. С. 45-51.
Шюц А. 2004. Чужак. – Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН. С. 533-549.
Hirsch E.D., Jr. 1988. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. NY: Knopf Doubleday Publishing Group. 272 p.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Филоненко, В. И., Штомпель, Л. А., Штомпель, О. М., & Понеделков, А. В. (2016). Культурные аспекты исторической памяти российских студентов. Власть, 24(9), 155-163. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/4626
Выпуск
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.