Корпоративный лоббизм в период ограничительных мер со стороны государства: практический опыт и институциональные перспективы

Научная статья
  • Артем Сергеевич Подшибякин АО «Новая Мода» artem_p@bk.ru
Для цитирования
Подшибякин А. С. Корпоративный лоббизм в период ограничительных мер со стороны государства: практический опыт и институциональные перспективы // Власть. 2025. Том 33. № 4. С. 172-180.

Аннотация

В статье проводится анализ проблем корпоративного лоббизма с позиций неоинституционального и коммуникативного подходов. Автор обосновывает тезис, что предметное поле исследований теоретического лоббизма должно распространяться на сферу чрезвычайных и кризисных ситуаций, включая их нормативный институциональный дизайн и коммуникативные практики. В работе предлагаются меры по институционализации отношений власти и бизнеса на случай возникновения потребности введения ограничительных мер со стороны государства в связи с чрезвычайными вызовами для общества и государства, такими как пандемия, террористические акты, гражданские конфликты. Автор доказывает необходимость системы отлаженных горизонтально–вертикальных институциональных связей между органами власти и корпорациями, позволяющей быстро наладить коммуникацию между властью и обществом, оперативно принимать нужные управленческие решения.
Ключевые слова:
лоббизм, корпоративный лоббизм, GR-менеджмент, ограничительные меры государства, неоинституционализм

Биография автора

Артем Сергеевич Подшибякин, АО «Новая Мода»
директор по взаимодействию с органами государственной власти

Литература

Васильева С. 2008. Не стоит искать лоббизм там, где его нет: к вопросу о правовом понимании этого института в России. – Сравнительное конституционное обозрение. № 1. С. 138-144.



Дегтярев А.А. 2023. Свой среди чужих: GR-менеджмент как политическое управление в арсенале «неполитических» агентов. – Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. Т. 25. № 2. С. 348-367.



Коргунюк Ю.Г. 2018. Партийная система современной России: основной вектор развития. – Актуальные проблемы Европы. № 2. С. 202-224



Спектор Е.И. 2016. Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России. – Журнал российского права. № 11. С. 12-20.



Толстых П.А. 2020. GR: Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практике лоббирования. М.: Альпина Про. 1813 с.



Фельдман П.Я. 2014. Нужен ли в России закон о лоббизме? – Власть. № 2. С. 119-122.



Albareda A., Braun C., Fraussen B. 2023. ‘Explaining why Public Officials Perceive Interest Groups as Influential: on the Role of Policy Capacities and Policy Insiderness’ – Policy Sciences. Vol. 56. Is. 2. Р. 191-209/



Allern E.H., Otjes S., Poguntke T., Hansen V.W., Saurugger S., Marshall D. 2021. Conceptualizing and Measuring Party-interest Group Relationships – Party Politics. Vol. 27. Is. 6. Р. 1254-1267.



Berry J.M., & Wilcox C. 2018. Public Opinion and Grassroots Lobbying. – The Interest Group Society. 6th ed. Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315534091.



Chalmers A.W. 2013. Trading Information for Access: Informational Lobbying Strategies and Interest Group Access to the European Union. – Journal of European Public Policy. Vol. 20. Is. 1. Р. 39-58.



Coen D., Katsaitis A. 2019. Between Cheap Talk and Epistocracy: The Logic of Interest Group Access in the European Parliament's Committee Hearings’. – Public Administration. Vol. 97. Is. 4. Рр.754-769.



Coen D., Katsaitis A. 2024. Introduction: Lobbying and Public Policy. – Handbook on Lobbying and Public Policy (ed. by D. Coen, A. Katsaitis). Cheltenham, UK and Northampton, USA: Edward Elgar Publishing.



Coen D., Katsaitis A., Vannoni M. 2024. Regulating Government Affairs: Integrating Lobbying Research and Policy Concerns. – Regulation & Governance. Vol. 18. Is. 1. Р.73-80.



Cooper C.A., Boucher M. 2024. Lobbying the Executives: Differences in Lobbying Patterns between Elected Politicians, Partisan Advisors and Public Servants. – Frontiers in Political Science. Vol. 5.



Hillman A.J., Keim G.D., Schüler D. 2004. Corporate Political Activity: A Review and Research Agenda. – Journal of Management. Vol. 30. Is. 6. P. 837-857.



Klüver H. 2013. Lobbying in the European Union: Interest Groups, Lobbying Coalitions, and Policy Change. Oxford: Oxford University Press.



Lohmann S. 2024. Informational Lobbying. – The Political Economy of Lobbying: Channels of Influence and their Regulation. Cham: Springer International Publishing. Р. 103-141.



McKay A.M. 2011. The Decision to Lobby Bureaucrats. – Public Choice. Vo. 147. P. 123-138. DOI: 10.1007/s11127-010-9607-8.



Newmark A., Nownes A. 2024. Lobbying in Comparative Contexts. – Frontiers in Political Science. Vol. 6.



Nohrstedt D., Heinmiller T. 2024. Advocacy Coalitions as Political Organizations. – Policy and Society. Vol. 43. Is. 3. Р. 304-316.



Polk A. 2024. Lobbying: A Public Choice Perspective 2024. – The Political Economy of Lobbying: Channels of Influence and their Regulation. Cham: Springer International Publishing. Р. 13-39.



Schuler A.D., Rehbein K., Green C.D. 2019. Is Corporate Political Activity a Field? – Business & Society. Vol. 58. Is. 7. P. 1376-1405.



Schmidt V.A. 2011. Discursive Institutionalism: Scope, Dynamics, and Philosophical Underpinnings. The Argumentative Turn Revised: Public Policy as Communicative Practice. F. Fischer, Forester.
Статья

Поступила: 15.10.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Подшибякин, А. С. (2025). Корпоративный лоббизм в период ограничительных мер со стороны государства: практический опыт и институциональные перспективы. Власть, 33(4), 172-180. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10845
Раздел
ПОЛИТОЛОГИЯ