Цифровизация и интерпретации истории
Научная статья
Для цитирования
Орлова И. Б. Цифровизация и интерпретации истории // Власть. 2025. Том 33. № 4. С. 47-54.
Аннотация
Цифровизация существенно изменила как методы работы специалистов с историческим материалом, так и методы интерпретации истории. В статье показано, что развитие цифровых технологий идет параллельно с усилением постмодернистской стилистики не только в истории, но и в культуре в целом. Цифровые технологии создают новые возможности для целенаправленного воздействия на историческое сознание. Автор обобщает смысловые результаты этого процесса и приводит конкретные примеры интернет-проектов на исторические темы, в которых при помощи специальных социально-технологических приемов формируются произвольные интерпретации событий прошлого. Сконструированные онлайн исторические мифы воспринимаются как реальность. В итоге тщательно срежиссированное историческое знание закрепляется в сознании пользователей.
Ключевые слова:
цифровизация, интерпретация истории, постмодернизм, социальные технологии, историческое знание
Литература
Акашева А.А. 2018. Сетевой проект «1917. Свободная история», или как конструировать историю в массовом сознании интернет-пользователей. – Историческая информатика. № 4. С. 111-122.
Барт Р. 2008. Мифологии. М.: Академический Проект. 351 с.
Бодрийяр Ж. 2015. Симулякры и симуляция (пер. с фр.). М.: Постум. 320 с.
Деррида Ж. 2000. О грамматологии (пер. с фр.). М.: Ad Marginem. 512 c.
Лотман Ю.М. 2002. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб: Академический проект. 543 с.
Мамедов А.К. 2021. Деконструкция культурного пространства: смерть текста. – Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. № 27(3) С. 152-166. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-152-166.
Уайт Х. 2024. Практическое прошлое (пер. с англ.). М.: Новое литературное обозрение. 192 с.
Фуко М. 2012. Археология знания. СПб: Гуманитарная академия. 415 с.
Levesque S. 2007. Can Computational Technology Improve Students' Historical Thinking? Experience from the Virtual Historian with Grade 10 Students. – Journal of the Ontario History and Social Science Teachers Association. P. 19-21.
Барт Р. 2008. Мифологии. М.: Академический Проект. 351 с.
Бодрийяр Ж. 2015. Симулякры и симуляция (пер. с фр.). М.: Постум. 320 с.
Деррида Ж. 2000. О грамматологии (пер. с фр.). М.: Ad Marginem. 512 c.
Лотман Ю.М. 2002. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб: Академический проект. 543 с.
Мамедов А.К. 2021. Деконструкция культурного пространства: смерть текста. – Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. № 27(3) С. 152-166. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-152-166.
Уайт Х. 2024. Практическое прошлое (пер. с англ.). М.: Новое литературное обозрение. 192 с.
Фуко М. 2012. Археология знания. СПб: Гуманитарная академия. 415 с.
Levesque S. 2007. Can Computational Technology Improve Students' Historical Thinking? Experience from the Virtual Historian with Grade 10 Students. – Journal of the Ontario History and Social Science Teachers Association. P. 19-21.
Статья
Поступила: 23.09.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Орлова, И. Б. (2025). Цифровизация и интерпретации истории. Власть, 33(4), 47-54. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10821
Выпуск
Раздел
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПРАКТИКИ

Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.




