Государственная дума и реформы российского образования (1906–1917 гг.)

Научная статья
  • Светлана Валерьевна Дарчиева Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева – филиал Федерального научного центра «Владикавказский научный центр Российской академии наук» svetik-dar70@mail.ru
Для цитирования
Дарчиева С. В. Государственная дума и реформы российского образования (1906–1917 гг.) // Власть. 2025. Том 32. № 6. С. 279-284.

Аннотация

Целью статьи является анализ деятельности первого российского парламента в формировании и развитии системы образования в стране. Образование является одной из ключевых сфержизни общества, состояние которой напрямую влияет на все другие части социального организма и на развитие страны в целом. В начале XX в. ценность образования становится очевидной, т.к. стране требовались соответствующим образом подготовленные инженерно-промышленные и сельскохозяйственные кадры. Значительное место в работе Думы занимали вопросы подготовки научно-педагогических кадров высшей школы, уделялось внимание среднему и начальному образованию, развитию науки, просвещения, национального образования, улучшению материального положения профессорско-преподавательского состава, женскому вопросу и правам студентов. Неслучайно третья Государственная дума получила неофициальное название Думы народного просвещения.
Ключевые слова:
Государственная дума, Российская империя, образование, законопроекты

Биография автора

Светлана Валерьевна Дарчиева, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева – филиал Федерального научного центра «Владикавказский научный центр Российской академии наук»
кандидат исторических наук, доцент; старший научный сотрудник

Литература

Днепров Э.Д. 1979. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России, 1918–1977. М.: Изд-во НИИ ОП. 446 с.



Иванов А.Е. 1991. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. М. 393 с.



Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902 (сост. С.В. Рождественский). 1902. СПб. 840 с.



Каппелер А. 2000. Россия – многонациональная империя. М.: Прогресс-Традиция. 344 с.



Кизеветтер А.А. 1907. Письма из Таврического дворца. – Русская мысль. Апрель. С. 190-199.



Кобахидзе Е.И., Туаева Б.В. 2023. Русский язык в социокультурных трансформациях на Северном Кавказе (вторая половина XIX – начало XX в.). Владикавказ: Изд-во СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. 312 с.



Ковалевский Е.П. 1912. Народное образование и церковное достояние в III-ей Государственной Думе. Речи. Доклады. СПб: Тип. Р.В. Коротаевой. Ч. I. 354 с..



Ленин В.И. 1930. Сочинения. 2-е изд., испр. и доп. Т. 3: Развитие капитализма в России. М.; Л.: Государственное издательство. 614 с.



Миллер А.И. 2006. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторических исследований. М.: Новое литературное обозрение. 248 с.



Пайпс Р. 2005. Русская революция. В 3 кн. Кн. 1. Агония старого режима. 1905–1917. М.: Захаров. 480 с.



Рагимова К.З. 2024. Социально-правовой статус административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. (историографический аспект). – СибСкрипт. Т. 26. № 3(103). С. 362-378. DOI 10.21603/sibscript-2024-26-3-362-378.



Ропп А.Н. 1912. Что сделала Третья Государственная дума для народного образования. СПб: Тип. А.С. Суворина. 253 с.



Федосова Э.П. 1980. Бестужевские курсы – первый женский университет в России (1878 – 1918 гг.). М.: Педагогика. 144 с.



Чехов Н.В. 1912. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М.: Польза. 224 с.



Шингарев А.И. 1912. Законодательная инициатива членов Государственной Думы и Государственного Совета. – Русская мысль. Кн. X. С. 93-122.
Статья

Поступила: 25.01.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Дарчиева, С. В. (2025). Государственная дума и реформы российского образования (1906–1917 гг.). Власть, 32(6), 279-284. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10458
Раздел
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ