Культурные факторы (не)доверия искусственному интеллекту на примере кинематографа

Научная статья
  • Артур Владимирович Гараганов Гжельский государственный университет arturcompany21@gmail.com
  • Инна Альфредовна Вершинина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова vershininaia@my.msu.ru
Для цитирования
Гараганов А. В., Вершинина И. А. Культурные факторы (не)доверия искусственному интеллекту на примере кинематографа // Власть. 2025. Том 32. № 6. С. 214-220.

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния кинематографа на формирование восприятия и доверия технологиям искусственного интеллекта (ИИ). Рассматривается эволюция образа ИИ на примере кино, отмечается изменение отношения граждан от восхищения к опасению. Исследование включает анализ тематической литературы, а также опрос 870 респондентов в Москве и разбор 58 популярных фильмов об ИИ. Отмечается противоречивость информации об ИИ в медиа и социуме, что затрудняет формирование доверия к новым технологиям. Подчеркивается важность изучения интеллектуальных технологий для понимания новых рисков и ограничений. Авторы призывают к научной популяризации темы ИИ в кинематографе и необходимости создания «нарративов будущего, пробуждающих надежду» в противовес преобладающим сценариям. Исследование подчеркивает роль профессиональных сообществ, включая кинематографистов, в конструировании пространства доверия к новым технологиям.
Ключевые слова:
искусственный интеллект, кинематограф, доверие, кино, культура, недоверие ИИ, СМИ

Биографии авторов

Артур Владимирович Гараганов, Гжельский государственный университет
аспирант
Инна Альфредовна Вершинина, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
доктор социологических наук, доцент кафедры современной социологии социологического факультета

Литература

Гараганов А.В. 2024. Методика «инсталляция роли» в качестве психолого-педагогического инструмента развития профессионального мастерства актеров кино. – Вестник ГГУ. № 4. С. 140-155. EDN GQKJBJ.



Жабский М.С. 2010. Кинематограф — зеркало или молот? М.: Канон. 536 c.



Лем С. 2009. Мой взгляд на литературу. М.: АСТ. 864 c.



Мартыненко Т.С. 2023а. Подходы к периодизации истории кинематографа: социологический анализ. – Теория и практика общественного развития. № 2(180). С. 60-64.



Мартыненко Т.С. 2023б. Кино как предмет социологического анализа: особенности современного кинематографа. – Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. № 2. С. 120-138.



Перлз Ф.С. 2000. Эго, голод и агрессия (под ред. Д.Н. Хломова; пер. с англ. Н.Б. Кедровой, А.Н. Кострикова). М.: Смысл. 358 с.



Фролова Е.В., Тюриков А.Г. 2024. Механизмы формирования доверия в экономике: специфика и оценка функционального состояния. – Народонаселение. Т. 27. № 2. С. 14-25.



Хан Б.-Ч. 2023. Кризис повествования. Как неолиберализм превратил нарративы в сторителлинг. М.: АСТ. 160 c.



Хоркхаймер М., Адорно Т. 1997. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. СПб: Медиум. 312 c.



Хоскинг Д. 2016. Доверие: история (пер. с англ. П.С. Бавина и др.). М.: Политическая энциклопедия. 294 c.



Шиллер Р. 2023. Нарративная экономика. Новая наука о влиянии вирусных историй на экономические события. М.: Эксмо. 416 с.



Шваб К. 2016. Четвертая промышленная революция М.: Эксмо. 208 c.



Штомпка П. 2005. Социология. Анализ современного общества (пер. с польск. С.М. Червонной). М.: Логос. 664 с.



Hand R.J. 2006. Terror on the Air! Horror Radio in America, 1931–1952. Jefferson, N.C.: McFarland. 184 р.
Статья

Поступила: 23.01.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Гараганов, А. В., & Вершинина, И. А. (2025). Культурные факторы (не)доверия искусственному интеллекту на примере кинематографа. Власть, 32(6), 214-220. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10444
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ