Типология социальных технологий в управлении

Научная статья
  • Рузанна Амбарцумовна Депелян Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова depelyan@spa.msu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3812-372X
Для цитирования
Депелян Р. А. Типология социальных технологий в управлении // Власть. 2025. Том 32. № 6. С. 191-204.

Аннотация

Статья фокусируется на типологии видов социальных технологий управления. Автор предлагает логичную классификацию, базирующуюся на пяти основных принципах деления. В исследовании рассматриваются социолого-управленческие предпосылки для формирования категорий, актуализируются существующие в социологическом знании модели и разрабатываются новые с учетом трансформации общества и текущих управленческих тенденций. Автор разработал модель субъект-объектного взаимодействия в контексте применения социальных технологий управления; представляет общие характеристики социальных технологий управления (СТУ); виды и спецификацию СТУ по масштабу воздействия, природе возникновения, ресурсам интеграции и траектории восприятия. Современные методы и инструменты, используемые в разработке социальных технологий управления, способствуют эффективному решению задач и содействуют устойчивому развитию. Информационные системы, онлайн-платформы, системы мониторинга и анализа используются как эффективные площадки для обмена опытом и идеями между участниками и стейкхолдерами для координации действий и принятия эффективных управленческих решений. Автор подчеркивает, что применение социальных технологий государственного управления способствует улучшению взаимодействия между властью и обществом, повышению эффективности принимаемых решений, увеличению уровня доверия к государственным органам и укреплению демократических ценностей. Важность социальных технологий управления подтверждается не только в поле социологии управления, но и практически в любой профессиональной деятельности, связанной с необходимостью выстраивания и поддержания эффективных коммуникаций и конструктивного управления.
Ключевые слова:
социальные технологии, управление, коммуникации, инновации, общество, взаимодействие, методы, подходы, система

Биография автора

Рузанна Амбарцумовна Депелян, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления

Литература

Афанасьев В.Г. 1986. Системность и общество. М.: ЛЕНАНД. 368 с.



Грызова У.И. 2012. Социальные технологии: информационно-коммуникативная типология. – Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 3. C. 80-83.



Депелян Р.А. 2020. Технология формирования внутреннего имиджа организации: дис. … к.соц.н. М. 240 с.



Дудченко В.С. 1989. Инновационные игры. Таллин: Валгус. 116 с.



Зайцев А.К. 1989. Внедрение социальных технологий в практику управления. Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М.: Наука. 198 с.



Капитонов Э.А. 1996. Социология ХХ века. Ростов н/Д: Феникс. 508 с.



Марков В. 1982. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс. 267 с.



Поппер К.Р. 1992. Открытое общество и его враги. М.: Феникс: Международный фонд «Культурная инициатива». 448 с.



Розин В.М. 2019. Социальное проектирование и социальные технологии. – Тренды и управление. № 3. С. 1-14.



Стефанов Н. 1976. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс. 254 с.



Тарасов В.К. 1989. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение: Ленинградское отд. 368 с.



Тварадзе Н.Б. 2023. Социальные технологии как важнейший элемент управления персоналом. – Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 5. С. 63-65.



Ткачев А.А., Прохоров А.И. 2023. Социальные технологии управления организационным развитием. – Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 7. С. 77-80.



Щербина В.В. 1990. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности. – Социологические исследования. № 8. C. 79-86.



Щербина В.В. 2016. Рационализирующие социальные технологии. –Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология. № 1. С. 141-162.



Bourne C. 2022. Public Relations and the Digital Professional Discourse and Change. London, UK: Palgrave Macmillan. 244 p.



Dilenschneider R. 2022. The Public Relations Handbook. Dallas, USA: Matt Holt Books. 164 p.



Eggensperger J., Salvatore J. 2022. Strategic Public Relations. Proven Tactics and Techniques. N.Y., London: Routledge. 233 p.



Gregory A., Willis P. 2023. Strategic Public Relations Leadership. N.Y., London: Routledge. 243 p.



Hanlon A., Tuten T. 2022. The Sage Handbook of Social Media Marketing. London: Sage Publications Ltd. 542 p.



Lattimore D. et al. 2012. Public Relations. The Profession and the Practice. N.Y., USA: McGraw-Hill. 433 p.



Li Ch., Bernoff J. 2011. Groundswell: Winning in a World Transformed by Social Technologies. Harvard Business Publishing Creative Center. 352 p.



Moss D., DeSanto B. 2023. Public Relations Cases. International Perspective. N.Y., London: Routledge. 155 p.



O’Donnel A. 2023. Public Relations and Communications. From Theory to Practice. N. Y., London: Routledge. 239 p.



Schober P. 2023. The Art of Leadership. UK: Emerald Publishing Ltd. 178 p.



Steen V. 2022. Trust. Power and Public Sector Leadership. A Relational Approach. N.Y., London: Routledge. 157 p.



Wang H. 2022. A Critical Public Relations Approach to Crisis Communication and Management. A Case Study of Malaysia Airlines Flight MH370 Disappearance. Guangdong, China: Springer. 239 p.
Статья

Поступила: 21.01.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Депелян, Р. А. (2025). Типология социальных технологий в управлении. Власть, 32(6), 191-204. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10437
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ