Колледж в составе вуза: социологический анализ мотивов выбора студентов и перспектив их профессионального самоопределения
Научная статья
Для цитирования
Тихонина С. А., Пискунова Т. В., Шангин Н. В. Колледж в составе вуза: социологический анализ мотивов выбора студентов и перспектив их профессионального самоопределения // Власть. 2024. Том 32. № 4. С. 203-214. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-4-203-214
Аннотация
В работе представлен социологический анализ мотивов выбора обучения по программам среднего профессионального образования у студентов колледжа в составе вуза. Авторы определяют специфику процесса профессионального самоопределения студентов колледжа СПО как поискового периода, который ведет к профессиональному самоутверждению, уточнению или смене профессионально-образовательной стратегии. На основе результатов исследования процесса профессионального самоопределения студентов колледжей – филиалов РАНХиГС при Президенте РФ выявляются основные факторы, влияющие на выбор абитуриентов.
Ключевые слова:
социальный институт, студенты, профессиональное самоопределение, образование, среднее профессиональное образование, мотивация, образовательные траектории, профессиональные траектории, профессиональные компетенции, социальный лифт
Литература
Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. 2015. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж». – Вопросы образования. № 3. С. 66-91.
Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий: информационный бюллетень. 2023. М.: ИД НИУ ВШЭ. 38 с.
Бурдье П. 2007. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя. 288 с.
Власова О.И., Швецова А.В. 2023. Сценарии развития СПО в логике социально-политических изменений (на материалах оценки стейкхолдеров.) – Социодинамика. № 1. С. 1-15. DOI: 10.25136/2409-7144.2023.1.39457. EDN: BYQQWY.
Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда. 2023. М.: ИД НИУ ВШЭ. 149 с.
Гидденс Э. 2005. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проект. 528 с.
Дюркгейм Э. 1996. О разделении общественного труда. М.: Канон. 432 с.
Константиновский Д.Л., Попова Е.С. 2022. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодежи. – Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 20. М.: Новый Хронограф. С. 379-399. https://doi.org/10.19181/ezheg.2022.14.
Листвин А.А., Гарт М.А. 2022. Среднее профессиональное образование: время структурных изменений. – Профессиональное образование в России и за рубежом. № 3(47) С. 131-138.
Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. 2022. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство. М.: ИД НИУ ВШЭ. 78 с.
Образовательные стратегии обучающихся: изменения за 20 лет: информационный бюллетень. 2022. М.: ИД НИУ ВШЭ. 64 с.
Парсонс Т. 2015. Профессии и социальная структура. – Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. № 4. С. 153-170.
Социальный капитал и образовательные ожидания семей. 2024. М.: ИД НИУ ВШЭ. 42 с.
Тихонина С.А., Пискунова Т.В., Шангин Н.В. 2023. Специфика среднего профессионального образования как этапа процесса профессионального самоопределения студента. – Теория и практика общественного развития. № 9. С. 31-39.
Чередниченко Г.А. 2023. Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога). – Уровень жизни населения регионов России. Т. 19. № 3. С. 407-420. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_8_407_420; EDN NQFGBM.
Minina E., Yanbarisova D., Pavlenko E. 2020. Educational Choice of Russian High School Students in Grade Nine. – International Studies in Sociology of Education. Vol. 29. No. 4. P. 326-343. https://doi.org/10.1080/09620214.2020.1728362.
Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий: информационный бюллетень. 2023. М.: ИД НИУ ВШЭ. 38 с.
Бурдье П. 2007. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя. 288 с.
Власова О.И., Швецова А.В. 2023. Сценарии развития СПО в логике социально-политических изменений (на материалах оценки стейкхолдеров.) – Социодинамика. № 1. С. 1-15. DOI: 10.25136/2409-7144.2023.1.39457. EDN: BYQQWY.
Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда. 2023. М.: ИД НИУ ВШЭ. 149 с.
Гидденс Э. 2005. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проект. 528 с.
Дюркгейм Э. 1996. О разделении общественного труда. М.: Канон. 432 с.
Константиновский Д.Л., Попова Е.С. 2022. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодежи. – Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 20. М.: Новый Хронограф. С. 379-399. https://doi.org/10.19181/ezheg.2022.14.
Листвин А.А., Гарт М.А. 2022. Среднее профессиональное образование: время структурных изменений. – Профессиональное образование в России и за рубежом. № 3(47) С. 131-138.
Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. 2022. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство. М.: ИД НИУ ВШЭ. 78 с.
Образовательные стратегии обучающихся: изменения за 20 лет: информационный бюллетень. 2022. М.: ИД НИУ ВШЭ. 64 с.
Парсонс Т. 2015. Профессии и социальная структура. – Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. № 4. С. 153-170.
Социальный капитал и образовательные ожидания семей. 2024. М.: ИД НИУ ВШЭ. 42 с.
Тихонина С.А., Пискунова Т.В., Шангин Н.В. 2023. Специфика среднего профессионального образования как этапа процесса профессионального самоопределения студента. – Теория и практика общественного развития. № 9. С. 31-39.
Чередниченко Г.А. 2023. Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога). – Уровень жизни населения регионов России. Т. 19. № 3. С. 407-420. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_8_407_420; EDN NQFGBM.
Minina E., Yanbarisova D., Pavlenko E. 2020. Educational Choice of Russian High School Students in Grade Nine. – International Studies in Sociology of Education. Vol. 29. No. 4. P. 326-343. https://doi.org/10.1080/09620214.2020.1728362.
Статья
Поступила: 04.09.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Тихонина, С. А., Пискунова, Т. В., & Шангин, Н. В. (2024). Колледж в составе вуза: социологический анализ мотивов выбора студентов и перспектив их профессионального самоопределения. Власть, 32(4), 203-214. https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-4-203-214
Выпуск
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.