Моделирование социально-политических и экономических процессов в регионе: агентоориентированный подход
Научная статья
Для цитирования
Лапин А. В., Ильичев М. В. Моделирование социально-политических и экономических процессов в регионе: агентоориентированный подход // Власть. 2024. Том 32. № 3. С. 62-77. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-3-62-77
Аннотация
Существующее многообразие используемых стратегий регионального и муниципального управления затрудняет администрирование соответствующих программ и проектов и тем самым снижает эффективность регионального и муниципального управления. Помимо этого, региональным и муниципальным руководителям при выборе наиболее благоприятной альтернативы приходится работать с огромным массивом экономической, социальной и иной информации, которую требуется оценить через призму поведенческих и ценностных установок различных социальных групп населения, учесть культурные, информационные, правовые, погодные и иные факторы, препятствующие или содействующие региональному и муниципальному развитию, прислушаться к мнению федеральных и региональных чиновников, а также принять во внимание уровень компетенции тех людей, которые должны выполнять планируемые решения, и т.д. Преодоление этих трудностей возможно лишь с помощью моделирования возникающих ситуаций в информационном пространстве с тем, чтобы спрогнозировать возможные вызовы и угрозы региону и муниципалитету, оценить вероятные риски и разработать соответствующие мероприятия, направленные на упреждение этих рисков. Предварительным условием перехода к такому моделированию является наличие федерального, регионального и муниципального образов будущего, «спроектированных» в рамках итерационного процесса путем последовательной «сшивки» целей и задач муниципальных, региональных и федеральных целей и задач «снизу» – «вверх» и затем «сверху» – «вниз». Прогноз политических, социально-экономических и иных последствий управляющего воздействия на региональную и муниципальную системы осуществляется с применением агентоориентированного подхода, базирующегося на социоэкономической цифровой модели региона/муниципалитета, позволяющей прогнозировать изменение состояния систем в целом с учетом интегрального результата действий и взаимодействий большого числа самостоятельных индивидов (агентов). В статье также представлена концепция оценки уровня взаимосвязей личных ценностей населения и региональных и муниципальных социально-экономических факторов.
Ключевые слова:
агентоориентированная модель, образ будущего, целевое состояние региона и муниципалитета, ортонормированный базис личных ценностей, гомология ценностей, метод главных компонент, общественный договор
Литература
Андрюшенков В.А., Денисов Ю.П. 2022. Парадигма государственного и муниципального управления в России в контексте современных политических процессов. – Общество: политика, экономика, право. № 11. С. 21-25. https://doi.org/10.24158/pep.2022.11.2.
Безвиконная Е.В., Портнягина Е.В. 2022. Синергетическая парадигма как концептуальное основание реформы. – Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. № 1. С. 9-13. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-34-9-13.
Дугин А.Г. 2022. Евразийство как незападная эпистема российских гуманитарных наук: интервью с Александром Гельевичем Дугиным. Интервью провела М.А. Баранник. – Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Международные отношения. Т. 22. № 1. С. 142-152. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-1-142-152.
Ильичева Л.Е., Лапин А.В. 2022. Ценностные и социальные детерминанты устойчивого развития российских регионов в эпоху глобальной цивилизационной деформации: монография. М.: Проспект. 344 с.
Макаров В.Л., Бахтизин А.Р. 2009. Новый инструментарий в общественных науках – агент-ориентированные модели: общее описание и конкретные примеры. – Экономика и управление. №12 (50). С.13-25.
Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. 2020. Агент-ориентированная модель как инструмент регулирования экологии региона. – Журнал Новой экономической ассоциации. № 1(45). С. 151-171.
Михеев Д.С. 2021. К вопросу о «вмешательстве» государственной власти в дела местного самоуправления. – Муниципальное имущество: экономика, право, управление. № 2. С. 36-39. DOI: 10.18572/2500-0349-2021-2-36-39.
Плюснин Ю.М. 2022. Муниципальные стратегии управления и факторы их формирования. – Вопросы государственного и муниципального управления. № 1. С. 101-123. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-101-123.
Попадюк Н.К. 2021. Возможные сценарии развития муниципального самоуправления в посткризисный период. – Самоуправление. № 5(127). С. 39-43. https://elibrary.ru/item.asp?edn=qvmvuc
Симонова С.В. 2020. Кто управляет умными городами, или Муниципально-правовые риски цифровизации городского хозяйства. – Муниципальное имущество: экономика, право, управление. № 4. С. 3-8.
Шварц Ш., Бутенко Т.П, Седова Д.С., Липатова А.С.2012. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. – Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 9. № 2. С. 43-70.
Безвиконная Е.В., Портнягина Е.В. 2022. Синергетическая парадигма как концептуальное основание реформы. – Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. № 1. С. 9-13. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-34-9-13.
Дугин А.Г. 2022. Евразийство как незападная эпистема российских гуманитарных наук: интервью с Александром Гельевичем Дугиным. Интервью провела М.А. Баранник. – Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Международные отношения. Т. 22. № 1. С. 142-152. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-1-142-152.
Ильичева Л.Е., Лапин А.В. 2022. Ценностные и социальные детерминанты устойчивого развития российских регионов в эпоху глобальной цивилизационной деформации: монография. М.: Проспект. 344 с.
Макаров В.Л., Бахтизин А.Р. 2009. Новый инструментарий в общественных науках – агент-ориентированные модели: общее описание и конкретные примеры. – Экономика и управление. №12 (50). С.13-25.
Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. 2020. Агент-ориентированная модель как инструмент регулирования экологии региона. – Журнал Новой экономической ассоциации. № 1(45). С. 151-171.
Михеев Д.С. 2021. К вопросу о «вмешательстве» государственной власти в дела местного самоуправления. – Муниципальное имущество: экономика, право, управление. № 2. С. 36-39. DOI: 10.18572/2500-0349-2021-2-36-39.
Плюснин Ю.М. 2022. Муниципальные стратегии управления и факторы их формирования. – Вопросы государственного и муниципального управления. № 1. С. 101-123. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-101-123.
Попадюк Н.К. 2021. Возможные сценарии развития муниципального самоуправления в посткризисный период. – Самоуправление. № 5(127). С. 39-43. https://elibrary.ru/item.asp?edn=qvmvuc
Симонова С.В. 2020. Кто управляет умными городами, или Муниципально-правовые риски цифровизации городского хозяйства. – Муниципальное имущество: экономика, право, управление. № 4. С. 3-8.
Шварц Ш., Бутенко Т.П, Седова Д.С., Липатова А.С.2012. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. – Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 9. № 2. С. 43-70.
Статья
Поступила: 25.06.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Лапин, А. В., & Ильичев, М. В. (2024). Моделирование социально-политических и экономических процессов в регионе: агентоориентированный подход. Власть, 32(3), 62-77. https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-3-62-77
Выпуск
Раздел
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПРАКТИКИ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.