О некоторых популистских практиках в контексте российских президентских выборов: 2000–2018 гг.

Научная статья
  • Надежда Павловна Поливаева Воронежский институт экономики и социального управления nadezhda-polivaeva.n@yandex.ru
    Elibrary Author_id 824869
  • Павел Сергеевич Трофимов Воронежский институт экономики и социального управления pavel.procesor@yandex.ru
Для цитирования
Поливаева Н. П., Трофимов П. С. О некоторых популистских практиках в контексте российских президентских выборов: 2000–2018 гг. // Власть. 2024. Том 32. № 3. С. 29-39. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-3-29-39

Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотреть некоторые методы популистских практик кандидатов в периоды президентских выборов в РФ. Ее основная цель заключается в посильном продвижении понимания особенностей данных практик в условиях сложившейся в России «авторитарной демократии». Обобщая собранный эмпирический и аналитический материал, авторы выделяют основные факторы оформления популизма как неотъемлемого элемента российских выборов. Они исходят из предположения, что специфика политических процессов 1990-х гг. и первых двух десятилетий нового века детерминирует популизм и его мобилизационную роль в избирательных кампаниях. В статье показаны важнейшие причины и последствия краткосрочной эффективности популизма как электоральной стратегии российских политических партий.
Ключевые слова:
популизм, популистские практики, президентские выборы, избирательные технологии, электорат, предвыборная программа

Биографии авторов

Надежда Павловна Поливаева, Воронежский институт экономики и социального управления
доктор политических наук, профессор кафедры политологии, управления и регионоведения
Павел Сергеевич Трофимов, Воронежский институт экономики и социального управления
преподаватель-исследователь, политолог, выпускник кафедры политологии, управления и регионоведения

Литература

Авдонин В.С. 2010. Модернизация и проблемы охранительной политики на электоральном поле. – Изменение России: политические повестки и стратегии: тезисы доклада. Москва. 25–26 ноября 2010 г. М.: Изд-во РАПН. С. 11-12.



Алексеев Д.Ю. 2012. Выборы президента России-2012 в контексте политического лидерства. – Известия Восточного института. № 1(19). С. 97-104.



Баранов Н.А. 2001. Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке (научное издание). СПб: Изд-во СЗАГС. 41 с.



Баранов Н.А. 2015. Возрождение популизма: Европейский опыт и российские практики. – Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 3. С. 25-36.



Башкирова Е., Лайдинен Н. 2001. Президент: феномен общественной поддержки. – Социс. Социологические исследования. № 9. С. 29-36.



Беда В.Н. 2010. Специфика избирательных технологий в России в конце ХХ века (1993–2000 годы). – Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер. Общественные науки. № 6(160). С. 19-22.



Ежов Д.А. 2018. Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия. – Вестник Института социологии. Т. 9. № 2. С. 130-145.



Земцов А.О. 2019. «Сильная рука»: авторитарность в политической культуре современных россиян. – Полития. №4(95). С. 87-110.



Кулыгин Р.С. 2007. Популизм как характерная особенность политического лидерства в современной России. – Вологдинские чтения. №62-1. С. 60-63.



Кынев А.В. 2018. Электоральный популизм на российских выборах. – Популизм как общий вызов (отв. ред. К. Кроуфорд, Б.И. Макаренко, Н.В. Петров). М.: Политическая энциклопедия. С. 102-113.



Мау В., Синельников-Мурылев С., Трофимов С. 1996. Макроэкономическая стабилизация, тенденции и альтернативы экономической политики России. – Научные труды ИЭППП. № 1. М.: Институт экономических проблем переходного периода. 85 с.



Морозова Е.Г. 1999. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: РОССПЭН. 247 с.



Морозова Е.Г. 2002. Электоральный менеджмент. М.: РЦОИТ. 232 с.



Мусихин Г.И. 2009. Популизм: структурная характеристика политики или «ущербная идеология»? – Полития. № 4(55). С. 40-53.



Петров Н.В. 2017. Эволюция популизма в российской политике. – Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. № 3-4(125). С. 20-37.



Роуз Р., Манро Н., Мишлер У. 2005. Вынужденное принятие «неполной» демократии. Политическое равновесие в России. – Вестник общественного мнения. № 2(76). С. 30-42.



Сергеев С.Г. 2007. Тенденции развития избирательного законодательства в Российской Федерации: формальный тест на демократию. – Перспективы политического развития России: материалы всероссийской научной конференции. Саратов, 19–20 апреля 2007 г. (отв. ред. И.Н. Тарасов). Саратов: Изд-во СГСЭУ. С. 48-50.



Соловьев А.И. 2014. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс. 575 с.



Страхов А.П. 2000. Изучение электорального поведения россиян: социокультурный подход. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 90-96.



Туровский Р.Ф. 2018. Президентские выборы в России: возможности и пределы электоральной консолидации. – Полития. № 2(89). С. 23-50.



Урбинати Н. 2016. Искаженная демократия. Мнение, истина и народ (пер. с англ. Д. Кралечкина). М: Изд-во Института Гайдара. 443 с.



Усманов Б.Ф. 2012. Электоральное поведение и избирательные технологии. – Знание, понимание, умение. № 1. С. 58-61.



Шипов А.Л. 2009. Факторы популярности президента В.В. Путина на выборах 2004 года (анализ региональных различий). – Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 106. С. 230-240.



Abramyan A.S. 2019. Genesis and Development of Populism in Western Countries. – Zhurnal politicheskikh issledovanii [Journal of Political Research]. Vol. 3. No. 2. Р. 59-66.



White S., McAllister I. 2003. Putin and His Supporters. – Europe-Asia Studies. Vol. 55. No. 3. Р. 383-389.
Статья

Поступила: 21.06.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Поливаева, Н. П., & Трофимов, П. С. (2024). О некоторых популистских практиках в контексте российских президентских выборов: 2000–2018 гг. Власть, 32(3), 29-39. https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-3-29-39
Раздел
ТЕМА