Исторические основы формирования идеи «равенства возможностей» в Японии
Научная статья
Для цитирования
Актамов И. Г., Дагбаев Д. Э. Исторические основы формирования идеи «равенства возможностей» в Японии // Власть. 2024. Том 32. № 2. С. 298-306. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-2-298-306
Аннотация
В настоящей статье предпринята попытка провести анализ развития концепта «равенство возможностей», появившегося в японской образовательной теории в начале ХХ столетия. Термин оформился в дискуссиях об образовании в 1920-е гг., а тезис о том, что образование не должно быть классовым, утвердился уже в ранний период Мэйдзи. Создание условий для получения образования как можно большему числу людей, прием в школы и университеты независимо от социального положения их родителей или экономического положения стали весьма популярными в среде интеллигенции и высших эшелонах власти Японии еще в 1920–1930-е гг. Предоставление равных образовательных возможностей всем, кто желает учиться, рассматривалось как государственная задача, правительство стремилось создать условия, чтобы молодые люди «не были потеряны для нации».
Ключевые слова:
Япония, образование, «равенство возможностей», эпоха Мейдзи, развитие
Литература
Abe Shigetaka 阿部重孝 Kyoiku kaikaku ran教育改革論 / Abe Shigetaka // Iwanami Shoten. – 1937. P. 33-34.
Akatsuka Yasuo赤塚康雄. 2002. Senga kyoiku kaikaku to seinen gakko: Shiryo de mini kikai kinto undo no tenkai 戦後教育改革と青年学校: 資料でみる機会均等運動の展開. – Creative 21. P. 67-68.
Coleman J. 1966. Equality of Educational Opportunity. Inter-university Consortium for Political and Social Research. P. 23-47.
Dewey J. 1979. «Schools of To-Morrow». In 1915. – The Middle Works, 1899–1924. Vol. 8: Illinois: Southern Illinois University Press. 584 p.
Frei Nt. 1993. Wie modern war der Nationalsozialismus? – Geschichte und Gesellschaft. № 19(3). P. 367-387.
Garon Sh. 1998. Molding Japanese Minds: the State in Everyday. Princeton: Princeton University Press. 336 p.
Gordon A. 1987. The Right to Work in Japan: Labor and the State in the Depression. – Social Research. Vol. 54. No. 2. P. 247-272.
Ishikawa Junkichi石川準吉. 1962. Sogo kokusaku to kyoiku kaikaku an: Naikaku Shingikai, Naikaku Chosakyoku kiroku 総合国策と教育改革案: 内閣審議会・内閣調查局記録. Tokyo: Shimizu Shoin. 1692 p.
Ito Akihiro 伊藤彰浩. 1993. Koto kyoiku kikan kakuju to shin chukanso keisei 高等教育 機関拡充と新中間層形成. In Gendai shakai e no tenkei現代社会への転形, vol. 3 of Shirizu Nihon kingendaishi: Kozo to hendoシリーズ日本近現代史: 構造と変動. Tokyo: Iwanami Shoten. P.145-179.
Kaigo Tokiomi 海後宗臣, Shimizu Ikutaro清水幾太郎. 1966. Kyoiku, shakai教育・ 社会. Sengo nijiinen shi資料:戦後二十年史. Tokyo: Nihon Hyoronsha. 384 p.
Kido Wakao 木戸若雄. 1960. Kyoshi no jikaku to danketsu” 教師の自覚と団結. In Meiji, Taisho-ki no kyoiku undo明治・大正期の教育運動. Tokyo: San’ichi Shobo. –1960. 275 p.
Kikuchi Dairoku. 1909. Japanese Education: Lectures Delivered in the University of London. London: John Murray. 414 p.
Kubo Yoshizo久保義三2001. Gendai kyoiku shi jiten現代教育史事典. Tokyo: Tokyo Shoseki. 596 p.
Kyoikugaku Jiten (ed. Kido Mantaro. Iwanami Shoten). 1936–1939. P. 442.
Kyoikugaku Jiten (ed. by Heibonsha). 6 vols. 1954–1956. P. 387.
Marshall B.K. 1994. Learning to Be Modern: Japanese Political Discourse on Education. Boulder: Westview Press. 320 p.
Monbusho Kyoiku Chosabu文部省教育調査部. 1937. Gakusei kaikaku shoan
学制改革 諸案 . – Monbusho. P. 153.
Murata Suzuko村田鈴子. 1980. Waga kuni joshi koto kyoiku seiritsu katei no kenkyiiわが 国女子高等教育成立過程の研究. – Kazama Shobo. P. 56-59.
Ota Takashi大田尭. 1978. Sengo Nihon kyoiku shi戦後日本教育史. Chiba: Iwanami Shoten. 1978. 272 p.
Sato Hiromi佐藤広美. 1984. Abe Shigetaka ni okeru kyoiku seido kaikaku ron no kenkyu: Kyoiku seido kaikaku to ‘kyoiku no kikai kinto 阿部重孝における教育制度改革論 の研究:教育制度改革と. Tōkyō Toritsu Daigaku Kyōikugaku Kenkyūshitsu. – 教育科学研究. P. 75-98.
Tews J. 2001. Deutsche Einheitsschule: Freie Bahn Jedem Tiichtigen. Berkekey: University of California Libraries. 132 p.
Yoshida Sumio吉田澄夫, Inokuchi Yuichi井之口有.1950. Kokuji mondai ronshu国字問題論集. – Fuzanbo. P. 283.
Akatsuka Yasuo赤塚康雄. 2002. Senga kyoiku kaikaku to seinen gakko: Shiryo de mini kikai kinto undo no tenkai 戦後教育改革と青年学校: 資料でみる機会均等運動の展開. – Creative 21. P. 67-68.
Coleman J. 1966. Equality of Educational Opportunity. Inter-university Consortium for Political and Social Research. P. 23-47.
Dewey J. 1979. «Schools of To-Morrow». In 1915. – The Middle Works, 1899–1924. Vol. 8: Illinois: Southern Illinois University Press. 584 p.
Frei Nt. 1993. Wie modern war der Nationalsozialismus? – Geschichte und Gesellschaft. № 19(3). P. 367-387.
Garon Sh. 1998. Molding Japanese Minds: the State in Everyday. Princeton: Princeton University Press. 336 p.
Gordon A. 1987. The Right to Work in Japan: Labor and the State in the Depression. – Social Research. Vol. 54. No. 2. P. 247-272.
Ishikawa Junkichi石川準吉. 1962. Sogo kokusaku to kyoiku kaikaku an: Naikaku Shingikai, Naikaku Chosakyoku kiroku 総合国策と教育改革案: 内閣審議会・内閣調查局記録. Tokyo: Shimizu Shoin. 1692 p.
Ito Akihiro 伊藤彰浩. 1993. Koto kyoiku kikan kakuju to shin chukanso keisei 高等教育 機関拡充と新中間層形成. In Gendai shakai e no tenkei現代社会への転形, vol. 3 of Shirizu Nihon kingendaishi: Kozo to hendoシリーズ日本近現代史: 構造と変動. Tokyo: Iwanami Shoten. P.145-179.
Kaigo Tokiomi 海後宗臣, Shimizu Ikutaro清水幾太郎. 1966. Kyoiku, shakai教育・ 社会. Sengo nijiinen shi資料:戦後二十年史. Tokyo: Nihon Hyoronsha. 384 p.
Kido Wakao 木戸若雄. 1960. Kyoshi no jikaku to danketsu” 教師の自覚と団結. In Meiji, Taisho-ki no kyoiku undo明治・大正期の教育運動. Tokyo: San’ichi Shobo. –1960. 275 p.
Kikuchi Dairoku. 1909. Japanese Education: Lectures Delivered in the University of London. London: John Murray. 414 p.
Kubo Yoshizo久保義三2001. Gendai kyoiku shi jiten現代教育史事典. Tokyo: Tokyo Shoseki. 596 p.
Kyoikugaku Jiten (ed. Kido Mantaro. Iwanami Shoten). 1936–1939. P. 442.
Kyoikugaku Jiten (ed. by Heibonsha). 6 vols. 1954–1956. P. 387.
Marshall B.K. 1994. Learning to Be Modern: Japanese Political Discourse on Education. Boulder: Westview Press. 320 p.
Monbusho Kyoiku Chosabu文部省教育調査部. 1937. Gakusei kaikaku shoan
学制改革 諸案 . – Monbusho. P. 153.
Murata Suzuko村田鈴子. 1980. Waga kuni joshi koto kyoiku seiritsu katei no kenkyiiわが 国女子高等教育成立過程の研究. – Kazama Shobo. P. 56-59.
Ota Takashi大田尭. 1978. Sengo Nihon kyoiku shi戦後日本教育史. Chiba: Iwanami Shoten. 1978. 272 p.
Sato Hiromi佐藤広美. 1984. Abe Shigetaka ni okeru kyoiku seido kaikaku ron no kenkyu: Kyoiku seido kaikaku to ‘kyoiku no kikai kinto 阿部重孝における教育制度改革論 の研究:教育制度改革と. Tōkyō Toritsu Daigaku Kyōikugaku Kenkyūshitsu. – 教育科学研究. P. 75-98.
Tews J. 2001. Deutsche Einheitsschule: Freie Bahn Jedem Tiichtigen. Berkekey: University of California Libraries. 132 p.
Yoshida Sumio吉田澄夫, Inokuchi Yuichi井之口有.1950. Kokuji mondai ronshu国字問題論集. – Fuzanbo. P. 283.
Статья
Поступила: 02.05.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Актамов, И. Г., & Дагбаев, Д. Э. (2024). Исторические основы формирования идеи «равенства возможностей» в Японии. Власть, 32(2), 298-306. https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-2-298-306
Выпуск
Раздел
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.