Когнитивное моделирование процессов управления командами в техносоциальном пространстве Центров управления в кризисных ситуациях МЧС РФ
Для цитирования
Каменева Т. Н., Попов Т. В., Кулишов Е. Н. Когнитивное моделирование процессов управления командами в техносоциальном пространстве Центров управления в кризисных ситуациях МЧС РФ // Власть. 2024. Том 32. № 2. С. 172-181. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-2-172-181
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с когнитивным моделированием социальных процессов управления эффективностью работы команд в техносоциальном пространстве центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России с позиций стейкхолдерского и компетентностного подходов (СХ-подход и К-подход). Данная проблема рассматривается с позиции активного использования в управлении командами ЦУКС методов когнитивного моделирования. Предлагается схема параметров знания, используемая при управлении командами ЦУКС в условиях чрезвычайных ситуаций. Рассматривается схема управления развитием команд в техносоциальном пространстве ЦУКС на примере чрезвычайных ситуаций социального характера, позволяющая эффективно организовать работу команд ЦУКС как команд менеджмента ЧС-проекта с учетом онтологической неполноты рассматриваемых процессов. Приводятся результаты практических исследований моделирования процессов оценки влияния отдельных стейкхолдеров, в т.ч. негативно влияющих на развитие чрезвычайной ситуации (руководство ЦУКС, участники оперативного штаба по ликвидации ЧС, привлекаемые экспертные группы, население, затронутое чрезвычайной ситуацией, и др.), на результативность и продуктивность команд региональных ЦУКС с учетом специальных мероприятий, позволяющих увеличить время продуктивной работы команд (снизить уровень «выгораемости» команд).
Ключевые слова:
техносоциальное пространство, стейкхолдеры, параметры знания, стейкхолдерский подход, компетентностный подход, онтологическая неполнота виртуальной (смоделированной) реальности, когнитивное моделирование, «выгорание» команд
Литература
Белоусов К.Ю. 2013. Эволюция взглядов на роль управления заинтересованными сторонами в системе устойчивого развития компании: проблема идентификации стейкхолдеров. – Проблемы современной экономики. № 4(48). С. 418-422.
Бутусов Д.В. 2016. Методика аналитического обоснования бизнес-моделей операторов автомобильного рынка в рамках стейкхолдерского подхода. – Российский экономический интернет-журнал. № 2. 8 с.
Верлен Б. 2003. Субъективная точка зрения. – Социологическое обозрение. Т. 3. № 4. С. 26-41.
Евсеев Е.А., Станкевич А.М. 2015. Когнитивная модель управления научным коллективом. – Вестник Санкт-Петербургского университета. № 1 (12). – С. 206–215.
Климкин Ю.Н. 2016. Особенности формирования механизма разработки стратегических решений с учетом интересов стейкхолдеров. – Муниципальная академия. № 2. С. 96-101.
Корноушенко Е.К., Максимов В.И. 2000. Управление ситуацией с использованием структурных свойств ее когнитивной карты. – Проблемы управления. Труды Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. Т. ХI. С. 85-90.
Леушкин Р.В. 2014. Виртуальная социальная коммуникация: онтологический ракурс исследования. – Фундаментальные исследования. № 9(6). С. 1374-1377.
Максимов В.И. 2005. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций. – Проблемы управления. Труды Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. № 3. С. 30-38.
Робертс Ф.С. 1986. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М.: Наука. 496 с.
Скаченко М.И. 2015. Использование стейкхолдерского подхода при разработке стратегии развития российской компании. – Via scientiarum. Дорога знаний. № 4. С. 203-207.
Тажитдинов И.А. 2013. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий. – Экономика региона. № 2(34). С. 17-27.
Федотова М.А., Кучмистый В.А., Инь Бинь. 2018. Системное организационное и информационно-аналитическое обеспечение управления международными образовательными проектами. – Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Экономика. Информатика. Т. 45. № 4. С. 693-701.
Федотова М.А., Попов Т.В. 2022. Управление развитием антикризисных команд в чрезвычайных ситуациях социального характера с позиции стейкхолдерского подхода: концепция, алгоритмизация и моделирование процессов управления. – Российский экономический вестник. Т. 5. № 1. С. 64-71.
Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. 2015а. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами проекта: от простого к сложному. Часть 1. – Управление проектами и программами. № 02(42). С. 138-156.
Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. 2015б. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами проекта: от простого к сложному. Часть 2. – Управление проектами и программами. № 03(43). С. 218-228.
Шевырев А.В., Михеев В.А., Шаламова Н.Г., Федотова М.А. 2016. Системная аналитика в управлении. Введение в научно-исследовательскую программу. Белгород: ЛитКараВан. 384 c.
Эпштейн М. 2004. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение. 864 с.
Babintsev V.P., Fedotova M.A., Kulishov E.N., Popov T.V. 2022. Analysis of Team Development Strategies in the Digital Techno Social Space of the Organization. – International Journal of Early Childhood Special Education. Vol. 14. Is. 2. P. 5866-5872.
Carvalho J.P. 2013. On the Semantics and the Use of Fuzzy Cognitive Maps and Dynamic Cognitive Maps in Social Sciences. – Fuzzy Sets and Systems. Vol. 214. P. 6-19.
D’Anselmi P. 2011. Values and Stakeholders in an Era of Social Responsibility. Palgrave Macmillan. xvi+252 p.
Donaldson T., Preston L. 1995. The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence, and Implications. – Academy of Management Review. Vol. 20. No. 1. P. 65-91.
Fassin Y. 2009. The Stakeholder Model Refined. – Journal of Business Ethics. Vol. 84. No. 1). P. 113-135.
Freeman R.E. 2010. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Cambridge: Cambridge University Press. 292 р.
Glykas M. 2013. Fuzzy Cognitive Strategic Maps in Business Process Performance Measurement. – Expert Systems with Applications. Vol. 40. No. 1. P. 1-14.
Groumpos P.P. 2010. Fuzzy Cognitive Maps: Basic Theories and Their Application to Complex Systems. – Fuzzy Cognitive Maps. Studies in Fuzziness and Soft Computing (ed. by M. Glykas). Vol. 247. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag. P. 1-22.
Mendelow A. 1991. Stakeholder Mapping. – Proceedings of the 2nd International Conference on Information Systems. Cambridge, MA.
Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. 1997. Toward a Theory of Stakeholder Identification and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts. – Academy of Management Review. Vol. 2. No. 4. P. 853-886.
Phillips R.A. 1997. Stakeholder Theory and a Principle of Fairness. – Business Ethics Quarterly. Vol. 7. No. 1. P. 51-66.
Stehr N. 1994. Knowledge Societies. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. xii+291 p.
Бутусов Д.В. 2016. Методика аналитического обоснования бизнес-моделей операторов автомобильного рынка в рамках стейкхолдерского подхода. – Российский экономический интернет-журнал. № 2. 8 с.
Верлен Б. 2003. Субъективная точка зрения. – Социологическое обозрение. Т. 3. № 4. С. 26-41.
Евсеев Е.А., Станкевич А.М. 2015. Когнитивная модель управления научным коллективом. – Вестник Санкт-Петербургского университета. № 1 (12). – С. 206–215.
Климкин Ю.Н. 2016. Особенности формирования механизма разработки стратегических решений с учетом интересов стейкхолдеров. – Муниципальная академия. № 2. С. 96-101.
Корноушенко Е.К., Максимов В.И. 2000. Управление ситуацией с использованием структурных свойств ее когнитивной карты. – Проблемы управления. Труды Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. Т. ХI. С. 85-90.
Леушкин Р.В. 2014. Виртуальная социальная коммуникация: онтологический ракурс исследования. – Фундаментальные исследования. № 9(6). С. 1374-1377.
Максимов В.И. 2005. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций. – Проблемы управления. Труды Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. № 3. С. 30-38.
Робертс Ф.С. 1986. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М.: Наука. 496 с.
Скаченко М.И. 2015. Использование стейкхолдерского подхода при разработке стратегии развития российской компании. – Via scientiarum. Дорога знаний. № 4. С. 203-207.
Тажитдинов И.А. 2013. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий. – Экономика региона. № 2(34). С. 17-27.
Федотова М.А., Кучмистый В.А., Инь Бинь. 2018. Системное организационное и информационно-аналитическое обеспечение управления международными образовательными проектами. – Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Экономика. Информатика. Т. 45. № 4. С. 693-701.
Федотова М.А., Попов Т.В. 2022. Управление развитием антикризисных команд в чрезвычайных ситуациях социального характера с позиции стейкхолдерского подхода: концепция, алгоритмизация и моделирование процессов управления. – Российский экономический вестник. Т. 5. № 1. С. 64-71.
Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. 2015а. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами проекта: от простого к сложному. Часть 1. – Управление проектами и программами. № 02(42). С. 138-156.
Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. 2015б. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами проекта: от простого к сложному. Часть 2. – Управление проектами и программами. № 03(43). С. 218-228.
Шевырев А.В., Михеев В.А., Шаламова Н.Г., Федотова М.А. 2016. Системная аналитика в управлении. Введение в научно-исследовательскую программу. Белгород: ЛитКараВан. 384 c.
Эпштейн М. 2004. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение. 864 с.
Babintsev V.P., Fedotova M.A., Kulishov E.N., Popov T.V. 2022. Analysis of Team Development Strategies in the Digital Techno Social Space of the Organization. – International Journal of Early Childhood Special Education. Vol. 14. Is. 2. P. 5866-5872.
Carvalho J.P. 2013. On the Semantics and the Use of Fuzzy Cognitive Maps and Dynamic Cognitive Maps in Social Sciences. – Fuzzy Sets and Systems. Vol. 214. P. 6-19.
D’Anselmi P. 2011. Values and Stakeholders in an Era of Social Responsibility. Palgrave Macmillan. xvi+252 p.
Donaldson T., Preston L. 1995. The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence, and Implications. – Academy of Management Review. Vol. 20. No. 1. P. 65-91.
Fassin Y. 2009. The Stakeholder Model Refined. – Journal of Business Ethics. Vol. 84. No. 1). P. 113-135.
Freeman R.E. 2010. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Cambridge: Cambridge University Press. 292 р.
Glykas M. 2013. Fuzzy Cognitive Strategic Maps in Business Process Performance Measurement. – Expert Systems with Applications. Vol. 40. No. 1. P. 1-14.
Groumpos P.P. 2010. Fuzzy Cognitive Maps: Basic Theories and Their Application to Complex Systems. – Fuzzy Cognitive Maps. Studies in Fuzziness and Soft Computing (ed. by M. Glykas). Vol. 247. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag. P. 1-22.
Mendelow A. 1991. Stakeholder Mapping. – Proceedings of the 2nd International Conference on Information Systems. Cambridge, MA.
Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. 1997. Toward a Theory of Stakeholder Identification and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts. – Academy of Management Review. Vol. 2. No. 4. P. 853-886.
Phillips R.A. 1997. Stakeholder Theory and a Principle of Fairness. – Business Ethics Quarterly. Vol. 7. No. 1. P. 51-66.
Stehr N. 1994. Knowledge Societies. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. xii+291 p.
Статья
Поступила: 01.05.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Каменева, Т. Н., Попов, Т. В., & Кулишов, Е. Н. (2024). Когнитивное моделирование процессов управления командами в техносоциальном пространстве Центров управления в кризисных ситуациях МЧС РФ. Власть, 32(2), 172-181. https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-2-172-181
Выпуск
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.