Потенциал российских средних классов по образованию и положению в сфере занятости: идентификация и оценка масштабов

Научная статья
  • В. Н. Бобков Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН; РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия bobkovvn@mail.ru
  • Е. В. Одинцова Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва, Россия odin_ev@mail.ru
Выражение признательности
1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект №16-02-00533 «Российские средние классы: теоретико-методологические основы выявления, социальные стандарты идентификации, оценивание и увеличение численности».
Для цитирования
Бобков В. Н., Одинцова Е. В. Потенциал российских средних классов по образованию и положению в сфере занятости: идентификация и оценка масштабов // Уровень жизни населения регионов России. 2017. Том 13. № 4. С. 80-87.

Аннотация

Объект. Российские средние классы, формируемые из числа занятого населения. Предмет. Идентификация потенциала российских средних классов среди занятых на основе критериев и социальных  стандартов образования и положения в сфере занятости. Цель. Провести оценивание образовательного потенциала российских средних классов из числа занятого населения, определить границы и идентифицировать структуру средних классов на основе критериев и социальных стандартов образования и положения в сфере занятости. Основные положения статьи. В статье представлены актуализированные критерии и социальные стандарты идентификации потенциала российских средних классов на основе оценивания образования и положения в сфере занятости. Предложены социальные стандарты двух уровней – стандарты, определяющие минимальные требования для отнесения занятых к средним классам, и стандарты, позволяющие идентифицировать ядро средних классов. Определен образовательный потенциал российских средних классов в целом среди занятых, а также среди занятых по найму и не по найму. Показано, что потенциал средних классов, определенный по критерию образования, среди занятых по найму превышает аналогичный потенциал среди занятых не по найму. На основе анализа соответствия занятых требованиям социальных стандартов образования и положения в сфере занятости определены возможные масштабы средних классов. Показано, что потенциал средних классов, определенный с учетом соответствия указанным стандартам, может достигать 43,2% от численности занятых. Идентифицирована структура потенциала средних классов на основе критериев и стандартов образования и положения в сфере занятости, включающая ядро (17,7% от численности занятых), расширенное ядро (13,1% от численности занятых) и периферию (12,5% от численности занятых). Показано, что на современном этапе, с учетом распределения занятых по статусу и образовательной структуры занятых по найму и не по найму, основу российских средних классов составляют наемные работники, которые вносят наибольший вклад в численность потенциала средних классов. Установлено, что около 25% занятых не могут быть отнесены к потенциалу средних классов, т.к. их образование или положение в сфере занятости не отвечают минимальным требованиям стандартов идентификации.
Ключевые слова:
средние классы, занятые, идентификационные критерии, социальные стандарты, образование, положение в сфере занятости

Биографии авторов

В. Н. Бобков, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН; РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, главный научный сотрудник научной школы «Управление человеческими ресурсами» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Е. В. Одинцова, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва, Россия
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории проблем уровня и качества жизни

Литература

1. Авраамова Е.М. Новые вызовы расширению российского среднего класса [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ranepa.ru/images/insap/Avraamova-srednii-klass.pdf (дата обращения: 23.07.2017)

2. Бобков В.Н. Социальные структуры и средние классы: взгляд на Россию. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. Выпуск 4. 2014. С. 28-41

3. Бобков В.Н., Квачев В.Г, Одинцова Е.В. Средние классы глазами российских экспертов // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2016. №3/4. С. 48-59

4. Доклад об экономике России (2014 г., №31) / Всемирный банк [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank. org/content/dam/Worldbank/document/eca/RER-31-rus.pdf (дата обращения: 11.11.2017).

5. Малева Т.М., Бурдяк А.Я., Тындик А.О. Средние классы на различных этапах жизненного пути // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. №3. С. 109-138

6. Обследование рабочей силы. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1140097038766 (дата обращения: 10.11.2017).

7. «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2020-ст) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc&base=LAW&n=177953&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.8745413923538 989 (дата обращения: 12.09.2017).

8. Рабочая сила, занятость и безработица в России. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b16_61/Main.htm (дата обращения: 10.11.2017).

9. Российские средние классы накануне и на пике экономического роста. М.: Экон-Информ, 2008. 200 с.

10. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE), проводимый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. Сайты обследования: RLMS-HSE:http://www.cpc.unc.edu/ projects/rlms и http://www.hse.ru/rlms.

11. Средний класс в современной России: 10 лет спустя: Аналитический доклад / Институт социологии Российской академии наук. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/Doklad/Analit_doc_Sredny_ klass/full.pdf (дата обращения: 23.07.2017)

12. 12. Banerjee A. V., Duflo E. What is Middle Class about the Middle Classes around the World? // Journal of Economic Perspectives. 2008. No.2. P. 3-69.

13. Bobkov V.N., Odintsova Ye.V. Middle Classes: Theoretical Principles, Contemporary Working Out, Regarding the Hired Workers // Economy of Region. 2014. No. 2. P. 203-211.

14. Birdsall N. The (Indispensable) Middle Class in Developing Countries; or, The Rich and the Rest, Not the Poor and the Rest / Center for Global Development. 2010.

15. Franco R., Hopenhayn M., León A. The growing and changing middle class in Latin America: an update // Cepal Review. 2011. No. 103. P. 7-25.

16. Global Wealth Report 2015 / The Credit Suisse Research Institute. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://publications.credit-suisse.com/tasks/render/ file/?fileID=F2425415-DCA7-80B8-EAD989AF9341D47E (дата обращения: 11.11.2017).

17. Kochhar R. A Global Middle Class Is More Promise than Reality: From 2001 to 2011, Nearly 700 Million Step Out of Poverty, but Most Only Barely / Pew Research Center. 2015 obrascheniya: 23.07.2017).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Бобков, В. Н., & Одинцова, Е. В. (2017). Потенциал российских средних классов по образованию и положению в сфере занятости: идентификация и оценка масштабов. Уровень жизни населения регионов России, 13(4), 80-87. извлечено от https://jour.fnisc.ru/index.php/vcugjournal/article/view/8272