Влияние цифровизции на социальное неравенство

Для цитирования
Юдина М. А. Влияние цифровизции на социальное неравенство // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. № 1. С. 97-108. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2020.16.1.10

Аннотация

Объект. Современные теоретико-методологические подходы к оценке социального неравенства.Предмет. Применяемые на международном уровне индикаторы оценки цифрового разрыва.Цель. Проанализировать применяемые в международной практике теоретико-методологические подходы к оценке цифрового неравенства с целью поиска путей совершенствования применяемых в России индикаторов.Основные положения статьи. В данной работе рассматриваются следующие аспекты влияния цифровизации на Российское общество: обусловленные применением ИКТ изменения в доступности информационных ресурсов для различных категорий населения, дифференциация в специальных навыках использования ИКТ, а также различия в динамике изменения качества и уровня жизни. Процесс теоретико-методологического осмысления явления цифрового неравенства начался во второй половины XX века.Понимаемое первоначально как экономическое различие между людьми по уровню доступности для них тех или иных технологий, оно постепенно получило более комплексное понимание в качестве системного явления, проявления структурного социального неравенства в сетевом обществе. В настоящее время исследователи выделяют три уровня цифрового разрыва, подчёркивая растущую роль владения цифровыми навыками, а также социальных связей, интеллектуального, мотивационного и шире – человеческого капитала в стратификации общества. В связи со стремительным развитием технологий Индустрии 4.0 и курсом российских властей на создание цифровой экономики, особое значение приобретает неравенство в вопросах навыков использования технологий для повышения индивидами своего уровня и качества жизни. Анализ актуальных данных Росстата с точки зрения трёх уровней цифрового неравенства показал значительные улучшения в его первом уровне – с каждым годом ИКТ становятся доступнее для Россиян. Однако рост чиста пользователей приводит к падению средних показателей владения цифровыми навыками. Постепенно растёт число россиян, использующих подобные технологии для улучшения своего уровня и качества жизни. Но требуется дополнительная работа в данном направлении, чтобы сокращение неравенства третьего уровня стала устойчивой тенденцией.Проведённый в рамках данного исследования анализ применяемых в России индикаторов оценки развития информационного общества продемонстрировал их соответствие международным стандартам. Была выявлена теоретико-методологическая проблема применяемой Росстатом статистической методологии: используемые в настоящее время индикаторы не позволяют выразить корреляцию между занятостью населения и уровнем владения индивидами цифровыми навыками. Таким образом, используемые на федеральном уровне показатели не позволяют оценить готовность населения РФ к сложному переходному периоду между промышленными революциями, которые всегда сопровождаются первичной волной технологической безработицы в процессе созидательного разрушения социально-экономических систем.В государственной программе 2017 г. «Цифровая экономика» была поставлена задача к июню 2019 г. осуществить «запуск регулярного мониторинга по выявлению потребностей различных групп трудоспособного населения в формировании компетенций цифровой экономики с привлечением работодателей». Но проверка сайтов ответственных за результаты реализации программы ведомств показала, что в открытом для рядовых граждан доступе не доступны ни результаты указанного мониторинга, ни признаки его регулярного проведения.
Ключевые слова:
цифровая экономика, сетевое общество, уровни цифрового разрыва, методы оценки цифрового неравенства, виды цифровых навыков

Биография автора

Мария Александровна Юдина, ИСЭПН ФНИСЦ РАН
научный сотрудник лаборатории проблем уровня и качества жизни

Литература

Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления СКОЛКОВО. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]: http://atlas100.ru/about/ (дата обращения 10.03.2019)



АНО «Цифровая экономика» [Электронный ресурс]: https://data-economy.ru/ (дата обращения: 27.01.2019)



Базовая модель компетенций для цифровой экономики будет представлена в октябре [Электронный ресурс]: https://data-economy.ru/01032019_2 (дата обращения: 03.08.2019)



Бобков В.Н., Одинцова Е.В. Методологические основы выявления и оценивания неустойчивости нестандартной занятости // Уровень жизни населения регионов России №2(212)/2019 С. 43—51. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10063



Бодрунов С.Д. Ноономика / Монография / – М.: Культурная революция, 2018. С.171



Государственная программа «Информационное общество» [Электронный ресурс]: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1/#section-docs (дата обращения: 26.09.2019)



Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ. 2019. Т. 19. № 1. С. 108—120.



Информационное общество в Российской Федерации. 2018: статистический сборник / М.А. Сабельникова, Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О.Ю. Дудорова и др.; Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Электрон. текст дан. (9 Мб). – М.: НИУ ВШЭ, 2018.



Информационное общество в Российской Федерации. 2019: статистический сборник [Электронный ресурс] / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т. «Высшая школа экономики».– Электрон. текст дан. (31,8 Мб). – М.: НИУ ВШЭ, 2019.



Информационное общество: основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 216 с.



Информационное общество: основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2019: статистический сборник / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 224 с.



Кондаков А.М. Разработка базовой модели компетенций цифровой экономики. [Электронный ресурс]: http://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/908/%D0%9E%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B5%20%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B8%CC%86%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8.pdf (дата обращения: 02.10.2019)



Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 27.01.2019)



Окинавская хартия Информационного общества (G8) [Электронный ресурс]: http://kremlin.ru/supplement/3170 (дата обращения: 27.05.2019)



План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://static.government.ru/media/files/k87YsCABuiyuLAjcWDFILEh6itAirUX0.pdf (дата обращения: 03.10.2019)



Постановление Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1030 О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://static.government.ru/media/files/zutOPH6TyKz2ciJAFcn74orvpb89UCMa.pdf (дата обращения: 02.10.2019)



Презентация Совета по профессиональным квалификациям в области информационных технологий. [Электронный ресурс]: http://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/219/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B0.%D0%90%D0%9F%D0%9A%D0%98%D0%A2%20[%D0%A0%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8].pdf (дата обращения: 03.10.2019)



Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 01.08.2019)



Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» [Электронный ресурс]: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 29.07.2019)



Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: https://www.gks.ru (дата обращения: 27.01.2019)



Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования». Презентация «Базовая модель компетенций – ядро системы образования и развития человека в условиях цифровой экономики» [Электронный ресурс]: http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2018/11/kondakov-a.-bazovaja-model-kompetencij.pdf (дата обращения: 27.01.2019)



Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения [Электронный ресурс]: https://regulation.gov.ru/projects (дата обращения: 27.01.2019)



Федеральный проект Кадры для цифровой экономики [Электронный ресурс]: https://digital.ac.gov.ru/about/26#description (дата обращения: 27.01.2019)



Форд М. Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы / Перевод с англ. С.Чернин. М.: Альпина нон-фикшн, 2016.



Чугунов А.В. Система индикаторов и мониторинг развития информационного общества и экономики знаний // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. №7.с.13-30.



Deursen A. Van, Dijk J. Van. Internet skills and the digital divide. New Media & Society. 2010; 13 (6).



Deursen A.J.A.M. Van, Helsper E., Eynon R., Dijk J. van. The compoundness and sequentiality of digital inequality. International Journal of Communication. 2017; 11.



Frey C.B., Osborne M.A., «The future of employment: How susceptible are jobs to computerization?», 2013 URL: https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/The_Future_of_Employment.pdf (accessed: 10.05.2019)



From precarious work to decent work: outcome document to the workers' symposium on policies and regulations to combat precarious employment / International Labour Office, Bureau for Workers' Activities. – Geneva: ILO, 2012.



Maceviciute, E., & Wilson, T.D. (2018). Digital means for reducing digital inequality: Literature review. Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, 21, 269-287. https://doi.org/10.28945/4117



Ragnedda M. The Third Digital Divide: A Weberian Approach to Digital Inequalities. London: Routledge; 2017.



The Digital Divide The Internet and Social Inequality in International Perspective Edited by Massimo Ragnedda, Glenn W. Muschert © 2013 – Routledge



Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development // Sustainable Development [Site]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (accessed: 25.08.2019).



Van Dijk, J. A. G. M. (2012). The evolution of the digital divide: The digital divide turns to inequality of skills and usage. In J. Bus, M. Crompton, M. Hildebrandt, & G. Metakides (Eds), Digital enlightenment yearbook, 2012 (pp. 57-75). Amsterdam: IOS Press.



WEF Insight Report The Future of Jobs Report 2018 Centre for the New Economy and Society.



Wellman B., Chen W. Minding the cyber-gap: the Internet and social inequality. The Blackwell Companion to Social Inequalities. Ed. by M. Romero, E. Margolis. New Jersey: Blackwell Publishing; 2005.



Wichmann, R.L., Eisenbart, B., Gericke, K. (2019) ‘The Direction of Industry: A Literature Review on Industry 4.0’, in Proceedings of the 22nd International Conference on Engineering Design (ICED19), Delft, The Netherlands, 5-8 August 2019. DOI:10.1017/dsi.2019.219p.2136
Статья

Поступила: 02.02.2020

Опубликована: 27.03.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Юдина, М. А. (2020). Влияние цифровизции на социальное неравенство. Уровень жизни населения регионов России, 16(1), 97-108. https://doi.org/10.19181/lsprr.2020.16.1.10