Совершенствование надзора за управлением пенсионными активами: переход к пруденциальному (риск-ориентированному) надзору
Для цитирования
Есаулкова Т. С. Совершенствование надзора за управлением пенсионными активами: переход к пруденциальному (риск-ориентированному) надзору // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. № 1. С. 85-96. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2020.16.1.9
Аннотация
Объектом исследования выступает управление пенсионными активами - деятельность по инвестированию/размещению пенсионных средств (пенсионных накоплений и пенсионных резервов), предметом исследования - внедрение пруденциального (риск-ориентированного) надзора в целях повышения финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов (НПФ), обеспечения сохранности пенсионных активов. Цель статьи - проанализировать основные положения и принципы данного надзора, его достоинства и недостатки.Основные теоретические положения статьи: одной из базисных целей макропруденциального надзора является создание условий, при которых негосударственные пенсионные фонды осуществляли бы эффективное управление рисками, что позволило бы повысить сохранность пенсионных активов. Среди инструментов такого надзора: стресс-тестирование, создание системы риск-менеджмента в НПФ и управляющих компаний, участвующих в пенсионной системе, пропорциональное регулирование. Вместе с тем макропруденциальный надзор не исключает и установления требований к капиталу, корпоративному управлению, ограничений на объекты инвестирования и структуру инвестиционного портфеля. В виду внедрения такого надзора предлагается пересмотреть ряд требований к НПФ, а также к установленным ограничениям по инвестированию пенсионных средств (например, предусмотреть возможность снижения установленного требования к минимальному размеру собственных средств НПФ, не снижая при этом требований к достаточности активов для исполнения и обязательств перед вкладчиками, участниками, застрахованными лицами). Вследствие сближения систем обязательного пенсионного страхования (ОПС) и негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в связи с обсуждаемой новой концепцией пенсионной системы предлагается отказаться от пропорционального регулирования деятельности НПФ в зависимости от вида деятельности, а также от различий в требованиях к инвестированию в системах ОПС и НПО.
Ключевые слова:
управление пенсионными активами, пруденциальный надзор, риск-ориентированный надзор, сохранность пенсионных активов, негосударственные пенсионные фонды, стресс-тестирование
Литература
Банк России. Доклад для общественных консультаций «Концепция макропруденциального стресс-тестирования». М.: Банк России, 2017.
Банк России. Концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора за НФО. М.: Банк России, 2018. https: //cbr.ru/Content/Document/File/46871/PropNadz.pdf. (Дата обращения 05.01.2020).
Воронов А.М., Гоголев А.М. Превентивный налоговый контроль //Актуальные проблемы гармонизации судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора: Сб. науч. ст. /Отв. за выпуск А.И.Стахов. М.: РГУП, 2018 (Цит. по: Консультант Плюс. 05.01.2020).
Колганова Е.А. Стресс-тестирование инвестиционных портфелей НПФ: несовершенства методики //Экономика. Бизнес. Банки. 2019. №1(28) январь. С.117-124.
Концепция внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации. https: //cbr.ru/Content/Document/File/41412/concept_solvency_II.pdf. (Дата обращения 05.01.2020).
Набиуллина Э. Выступление на конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок 2019». https: //www.facebook.com/naufor/photos/a.178465098876406/2417894428266784/?type=1&theater. (Дата обращения 05.01.2020).
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 №63 (ред. от 26.08.2013) «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» //Российская газета (федеральный выпуск). 07.02.2007. Консультант Плюс. 05.01.2020.
Приказ Банка России от 20.09.2019 №ОД-2201 «Об утверждении сценариев стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и отмене приказа Банка России от 25.03.2019 №ОД-655» //Консультант Плюс. 01.03.2020.
Проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения». https: //regulation.gov.ru/Projects/List#npa=95019. (Дата обращения 05.01.2020).
Проект Указания Банка России «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов, объектах инвестирования, в которые негосударственные пенсионные фонды вправе самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, и случаях заключения договоров репо за счёт средств пенсионных резервов» Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https: //regulation.gov.ru/ по состоянию на 08.11.2019. (Дата обращения 05.01.2020).
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» //Собрание законодательства Российской Федерации. 15.05.2017. №20. Ст.2902.
Указание Банка России от 27.11.2017 №4623-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчётности о деятельности, в том числе требованиях к отчётности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственных пенсионных фондов» (ред. от 04.04.2019) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 №49384) //Вестник Банка России. №15-16. 20.02.2018.
Финансовый рынок выбрал нормы для «регуляторной гильотины. https: //naufor.ru/tree.asp?n=17848. (Дата обращения 05.01.2020).
IOPS Supervisory Guidelines on the Integration of ESG Factors in the Investment and Risk Management of Pension Funds. IOPS, 2019. http: //www.iopsweb.org/IOPS-Supervisory-guidelines-integration-ESG-factors.pdf (Дата обращения 05.01.2020).
IOPS Toolkit for Risk-based Pensions Supervision http: //www.iopsweb.org/IOPS_Toolkit_brochure_2016.pdf (Дата обращения 05.01.2020).
Khmelevskaya S.A., Orlova I.U., Ermakov D.N. Analysis of investment activities of nonstate pension funds //International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. V.10. №11. P.2452-2459.
Банк России. Концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора за НФО. М.: Банк России, 2018. https: //cbr.ru/Content/Document/File/46871/PropNadz.pdf. (Дата обращения 05.01.2020).
Воронов А.М., Гоголев А.М. Превентивный налоговый контроль //Актуальные проблемы гармонизации судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора: Сб. науч. ст. /Отв. за выпуск А.И.Стахов. М.: РГУП, 2018 (Цит. по: Консультант Плюс. 05.01.2020).
Колганова Е.А. Стресс-тестирование инвестиционных портфелей НПФ: несовершенства методики //Экономика. Бизнес. Банки. 2019. №1(28) январь. С.117-124.
Концепция внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации. https: //cbr.ru/Content/Document/File/41412/concept_solvency_II.pdf. (Дата обращения 05.01.2020).
Набиуллина Э. Выступление на конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок 2019». https: //www.facebook.com/naufor/photos/a.178465098876406/2417894428266784/?type=1&theater. (Дата обращения 05.01.2020).
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 №63 (ред. от 26.08.2013) «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» //Российская газета (федеральный выпуск). 07.02.2007. Консультант Плюс. 05.01.2020.
Приказ Банка России от 20.09.2019 №ОД-2201 «Об утверждении сценариев стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и отмене приказа Банка России от 25.03.2019 №ОД-655» //Консультант Плюс. 01.03.2020.
Проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения». https: //regulation.gov.ru/Projects/List#npa=95019. (Дата обращения 05.01.2020).
Проект Указания Банка России «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов, объектах инвестирования, в которые негосударственные пенсионные фонды вправе самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, и случаях заключения договоров репо за счёт средств пенсионных резервов» Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https: //regulation.gov.ru/ по состоянию на 08.11.2019. (Дата обращения 05.01.2020).
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» //Собрание законодательства Российской Федерации. 15.05.2017. №20. Ст.2902.
Указание Банка России от 27.11.2017 №4623-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчётности о деятельности, в том числе требованиях к отчётности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственных пенсионных фондов» (ред. от 04.04.2019) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 №49384) //Вестник Банка России. №15-16. 20.02.2018.
Финансовый рынок выбрал нормы для «регуляторной гильотины. https: //naufor.ru/tree.asp?n=17848. (Дата обращения 05.01.2020).
IOPS Supervisory Guidelines on the Integration of ESG Factors in the Investment and Risk Management of Pension Funds. IOPS, 2019. http: //www.iopsweb.org/IOPS-Supervisory-guidelines-integration-ESG-factors.pdf (Дата обращения 05.01.2020).
IOPS Toolkit for Risk-based Pensions Supervision http: //www.iopsweb.org/IOPS_Toolkit_brochure_2016.pdf (Дата обращения 05.01.2020).
Khmelevskaya S.A., Orlova I.U., Ermakov D.N. Analysis of investment activities of nonstate pension funds //International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. V.10. №11. P.2452-2459.
Статья
Поступила: 27.01.2020
Опубликована: 27.03.2020
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Есаулкова, Т. С. (2020). Совершенствование надзора за управлением пенсионными активами: переход к пруденциальному (риск-ориентированному) надзору. Уровень жизни населения регионов России, 16(1), 85-96. https://doi.org/10.19181/lsprr.2020.16.1.9
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ