Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы

  • Юрий Геннадьевич Одегов Российские экономический университета им. Г.В. Плеханова hrm-trade@yandex.ru
  • Андрей Петрович Гарнов Российские экономический университета им. Г.В. Плеханов profgarnov@yandex.ru
Для цитирования
Одегов Ю. Г., Гарнов А. П. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. № 3. С. 36-51. DOI: https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10071

Аннотация

В настоящее время государство ориентируется на инновационный путь развития, на устойчивый поступательный рост экономики, быстрое создание и распространение новых цифровых технологий. Система образования, как жизненно важная сфера социально-экономической деятельности, должна быть реформирована в соответствии с требованиями современного общества. В последние годы в образовательной сфере России имели место многочисленные организационные новшества. Характерные черты современной системы высшего профессионального образования состоят в институциональных изменениях: либерализации, оптимизации государственного и негосударственного сектора образования; информатизации, внедрении информационно-коммуникационных технологий, а также в изменениях спроса и степени доступности высшего образования. Поэтому возникла необходимость выявить положительные и отрицательные стороны проведенных реформ, определить причины того, почему данные реформы не оправдывают возложенные на них ожидания в полной мере, и предложить основные направления дальнейшего реформирования российского образования.Объект исследования. Система высшего образования в России.Предмет исследования. Реформирование системы высшего образования в России.Цель исследования. Оценка последствий внедрения Болонской системы, выявление причин медленного хода реформ, разработка основных направлений дальнейшего обновления содержания образования и его ресурсного обеспечения. Теоретическая сторона предмета основана на концепции Smart-образования – образования, направленное на получение качественно новых образовательных, научных, социальных и коммерческих результатов в условиях коллективного производства знаний и их множественных источников.Эмпирическая сторона предмета базируется на результатах исследования динамики расходов на образование, числа государственных и негосударственных вузов, количества студентов и позиций российских вузов в международных рейтингах.Основные теоретические положения статьи. При реформировании национальной системы образования в соответствии с требованиями Болонского процесса  не учитывалась её специфика и особенности, что привело к потере тех наработанных прогрессивных достижений, которые существовали в российском образовании. Переход на новую модель образования застыл в промежуточном состоянии, что стало причиной того, что в системе высшего образования возник ряд серьёзных противоречий. На современном этапе реформирования образования основной целью должно стать кардинальное обновление содержания образования и его ресурсного обеспечения. Во времена СССР по окончании высших учебных заведений его выпускники направлялись на работу на заранее определённые рабочие места. На этапе перехода страны к рынку этот механизм был отменён. Дополнение в августе 2018г. в ФЗ «Об образовании в РФ» статьи 71, которой вводится квотирование приёма граждан на целевое обучение, призвано обеспечить конкурентные условия отбора подготовленных абитуриентов, которые будут поступать на конкурсных условиях, готовить профессионалов, которые по окончании высшего учебного заведения пойдут работать по специальности  в тот регион, где на них есть спрос. Если выпускник не устроился на работу, то он сам или компания, которая с ним подпишет договор, должны будут компенсировать бюджетные расходы.Реализация этих требований ФЗ требует устранения противоречивости принятых управленческих решений в части уровневой подготовки выпускников, соблюдения принципа социальной справедливости, обеспечения достаточным бюджетным финансированием в соответствии с институциональными изменениями и более высокой гибкости всей образовательной системы.Организационный механизм системы ВПО авторы рассматривают как систему внешних и внутренних связей, возникающих в процессе её функционирования и изменяющихся в зависимости от меняющейся цели образовательной модели (административной, коллегиальной и рыночной) вуза и потребностей рынка труда на федеральном и региональном уровне.
Ключевые слова:
высшее образование, Болонский процесс, реформа, рейтинги вузов, Smart-образование, Smart-университет

Биографии авторов

Юрий Геннадьевич Одегов, Российские экономический университета им. Г.В. Плеханова
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник научной школы «Теория и технологии менеджмента»
Андрей Петрович Гарнов, Российские экономический университета им. Г.В. Плеханов
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики промышленности

Литература

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации».



Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».



Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. - М.: КНОРУС, 2009. - 432 с.



Бордовский Г.А. Противоречия и парадоксы в развитии российской высшей школы на современном этапе // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 6. - С. 2-6.



Веденеева Н. Из молодых да в РАН // Московский комсомолец. 11 января 2019 г. – С. 2.



Востриков В.Н., Лищук Е.Н., Савченко Н.В. Плюсы и минусы Болонского процесса в российском высшем образовании // Символ науки. - 2018. - № 8. - С. 51-59.



Гарнов А.П., Хлевная Е.А. Эмоциональный интеллект как основа формирования профессиональных компетенций студента // Вестник РЭА. - 2011. - № 4. - С.74-79.



Доступность высшего образования в регионах России [Электронный ресурс]. URL: https https://ioe.hse.ru/data/2017/01/30/1114281696/%D0%A1%D0%90%D0%9E%208_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf



Дружилов А.С. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 51-58.



Ильинский И.М. О российских образовательных реформах // Высшее образование для XXI века: VI Международная научная конференция / Под ред. И.М. Ильинского. – М.: Изд-во Московского гуманит. ун-та, 2009. - С. 8-26.



Кузьминов Я.И. Неприятные рейтинги нам вдвойне полезны [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/articles/2013/12/27/kuzminov



Кому доступно высшее образование в России [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/190611819.html



Либин И., Модесто С.В., Олейник Т. и др. Болонский процесс: перспективы для России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9. - С. 71-72.



Маленков Ю.А. Проблемы развития высшей школы и подготовки магистров на основе концепции добавленной стоимости // Вестник СПбГУ. Сер. 5. «Экономика. - 2009. - Вып. 1. - 168 с.



Об утверждении концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/16479



Плаксий В.И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 8-12.



Пруель Н.А. Образование как общественное благо: воспроизводство, распределение и потребление : диссертация на соискание степени доктора социологических наук - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2012. - 296 с.



Программа развития Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова на период 2016-2021 годы [Электронный ресурс]. URL: https://www.rea.ru/sveden/document/Documents/Programma-PRUE2016-2021.pdf



Савченко А.П. Открытое информационное пространство научной коммуникации как фактор развития экономики знаний в России // Учёные записки РАНХиГС. - 2017. - № 1. - С. 129–130.



Садовничий В.А. Международный рейтинг вузов не отражает уровня образования [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20120917/752274148.html



Селянская Г.Н. Smart-университет – ответ на вызовы новой промышленной революции // КЭ. - 2015. - № 9.



Старкова Е.В. Доступность высшего образования: оценка экспертов // ЖИСП. - 2006. - № 2.



Терентьев Е., Малошонок Н. Защита для аспирантуры // Ведомости. – 15 января 2019 г. – С.



; Тамбовцев В.Л. О научных основаниях реформ в сфере высшего образования // Вестник ОмГУ, серия «Экономика». – 2015. - №2. - С.66-70.



Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru



Чуйков А. Внебюджетная научная фантастика // Аргументы недели. – 30 августа 2018 г. – С. 8.



Шевченко Н.Н. Образовательное пространство России в условиях мировой глобализации. Достижения вузовской науки 2018. Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч. 2018. - С. 202-206.



Schuster J.H., Finkelstein M.J. The American Faculty: The Restructuring of Academic Work and Careers. The Johns Hopkins University Press, 2006.



Education at a Glance 2018 / Organisation for Economic Co-operation and Development [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2018_eag-2018-en



QS World University Rankings [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings



The Times Higher Education World University Rankings [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings



http://ege.hse.ru/data/2018/12/28/1292388068//Budget_admission_12_2018_2.pdf
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Одегов, Ю. Г., & Гарнов, А. П. (2019). Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы. Уровень жизни населения регионов России, 15(3), 36-51. https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10071