Проблема идентичности информатизированного человека с точки зрения интертекстуализма
Для цитирования
Пылькин А. А., Соколова Н. А. Проблема идентичности информатизированного человека с точки зрения интертекстуализма // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. № 4. С. 117-122. DOI: https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10087
Аннотация
Объект исследования. Идентичность информатизированного человека. Предмет исследования. Коммуникативная идентичность в коммуникативной среде, развёртывающейся на принципах интертекстуальности. Цель. Показать невозможность коммуникативной идентичности в условиях тотальной информатизации общественного бытия согласно принципам интертекстуальности. Основные положения статьи. Стремительное развитие и распространение информационных технологий привело к кардинальным изменениям общественного бытия человека. Идентичность человека как существа, вступающего во взаимодействие с себе подобными, оказалась под вопросом. В качестве наиболее выдающихся параметров информатизированного общества выступают гиперинформированность, атомизация и редуцированный характер взаимодействия. В связи с этим, идентичность информатизированного человека рассматривается с точки зрения постструктуралистской концепции интертекстуальности. Последняя выступает своего рода идеологией информатизированного общества. В ХХ в. сознание, со времён Декарта выступавшее основным идентификатором западноевропейского индивида, становится языковым сознанием. Семиотика показала, что субъект это лишь фиксированное место в системе языка. В 60-е годы ХХ в. постструктуралисты снимают эту фиксацию. Они демонстрируют, что на самом деле язык – не закрытая, а открытая система: постоянно пишущийся текст. С точки зрения постструктуралистской концепции интертексутальности человек лишь подвижный фрагмент непрерывно воспроизводящегося гипертекста. Причём текст, являясь овеществлённой в системах телекоммуникаций средой общения, маркирует отчуждение индивида и имеет явно фетишистский характер. Встреча языкового сознания с языковым фактом на самом деле обнаруживает диалогическую природу смысла. Смысл любого текстуального объекта определяется как функция взаимодействия с прошлыми, настоящими и будущими текстовыми смыслоблоками, представителем которых является взаимодействующее с этим объектом сознание. Акт коммуникации втягивает субъекта в процесс диалогического становления, в котором смысловое единство оказывается рассеянным. В таких условиях сообщение как основа коммуникации и идентичности оказывается проблематичным. Даже в творческом акте, направленном на оформление сообщения, не удаётся преодолеть выразительный зазор между отчуждённым, атомизированным индивидом и автономной информационной средой. Коммуникация в информационном обществе сведётся к бессодержательному сообщению «смотрите – я существую», которое останется без ответа.
Ключевые слова:
информатизированный человек, идентичность, интертекстуальность, коммуникативная среда, фетишизм, идеология, сообщение
Литература
Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.,1989. 616 с.
Вирильо П. Машина зрения. СПб.,2004. 140 с.
Все 6 самых известных акций художника Петра Павленского / Мир путешествий: электронный журнал, 2016. Режим доступа к рес. URL:
http://mirputeshestvij.ru/interesno/vse-6-samyh-izvestnyh-akcii-hydojnika-petra-pavlenskogo/ (Дата обращения: 06.08.2019).
Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.,1988. 704 с.
Гройс Б. О новом // Утопия и обмен. М.,1993. 374 с.
Гумбрехт Х.У. Производство присутстия: чего не может передать значение. М.,2006. 184 с.
Дебор Г. Общество спектакля. М.,2000. 184 с.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.,СПб., 1998. 288 с.
Деррида Ж. О грамматологии. М.,2000. 511 с.
Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000. 432 с.
Емелин В. А. Идентичность в информационном обществе. Монография. М., 2018. 360 с.
Итоги федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (обновлено 29.03.2019) / Федеральная служба государственной статистики, 2018. Режим доступа к рес. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html (Дата обращения: 06.08.2019).
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608с.
Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.,2004. 656 с.
Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М., 2014. 384с.
Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9-ти т. Т. 7. М., 1987. 811 с.
Маклюен Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003. 464 с.
Пылькин А.А. Экология смысла. Монография. СПб.,2008. 156 с.
Пылькин А.А. Критика актуальных концепций языкового сознания // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 4(136)2011. СПб.,2011. С.243-249.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.,2004. 544 с.
Вирильо П. Машина зрения. СПб.,2004. 140 с.
Все 6 самых известных акций художника Петра Павленского / Мир путешествий: электронный журнал, 2016. Режим доступа к рес. URL:
http://mirputeshestvij.ru/interesno/vse-6-samyh-izvestnyh-akcii-hydojnika-petra-pavlenskogo/ (Дата обращения: 06.08.2019).
Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.,1988. 704 с.
Гройс Б. О новом // Утопия и обмен. М.,1993. 374 с.
Гумбрехт Х.У. Производство присутстия: чего не может передать значение. М.,2006. 184 с.
Дебор Г. Общество спектакля. М.,2000. 184 с.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.,СПб., 1998. 288 с.
Деррида Ж. О грамматологии. М.,2000. 511 с.
Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000. 432 с.
Емелин В. А. Идентичность в информационном обществе. Монография. М., 2018. 360 с.
Итоги федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (обновлено 29.03.2019) / Федеральная служба государственной статистики, 2018. Режим доступа к рес. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html (Дата обращения: 06.08.2019).
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608с.
Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.,2004. 656 с.
Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М., 2014. 384с.
Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9-ти т. Т. 7. М., 1987. 811 с.
Маклюен Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003. 464 с.
Пылькин А.А. Экология смысла. Монография. СПб.,2008. 156 с.
Пылькин А.А. Критика актуальных концепций языкового сознания // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 4(136)2011. СПб.,2011. С.243-249.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.,2004. 544 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Пылькин, А. А., & Соколова, Н. А. (2019). Проблема идентичности информатизированного человека с точки зрения интертекстуализма. Уровень жизни населения регионов России, 15(4), 117-122. https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10087
Раздел
ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ