Наука и образование как сферы самореализации креативной деятельности женщин в процессе достижения гендерного равноправия (Часть I)

Научная статья
  • Галина Георгиевна Силласте Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия galinasillaste@yandex.ru
    Elibrary Author_id 112284
Для цитирования
Силласте Г. Г. Наука и образование как сферы самореализации креативной деятельности женщин в процессе достижения гендерного равноправия (Часть I) // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 1. С. 56-77. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.3 EDN: GGDLSO

Аннотация

Цель исследования – анализ эволюции процесса самореализации и креативной деятельности женщин в сфере науки и образования как индикатора достижения гендерного равноправия. Методологическая база исследования основана на позициях гендерной социологии как частной социологической теории, объектом исследования которой являются две социогендерные общности: мужская и женская. Принципиальной особенностью социологического изучения эволюции социального статуса и самореализации женщин является обращение к той частной социологической теории, на базе которой раскрывается процесс интеграции социогендерной общности в изучаемую сферу. В нашем случае – это наука и соответственно – социология науки, социология образования как частные социологические теории, раскрывающие социальную специфику возможностей развития социогендерной общности в данной сфере. Поколенческий подход к изучению процесса самореализации женщин в сфере науки и образования позволяет выделить третий субъектный носитель изучаемого процесса: студенческая молодежь (молодежь), анализ которой опирается на социологию студенчества как частную социологическую теорию. Результаты исследования. 1. Эволюция интеграции женщины в науку прошла четыре этапа своего развития: этап первый – латентный (скрытый). Он синхронизирован с развитием первой волны феминизма; этап второй – с начала 20 века до начала 60-х годов. Этап мирового признания статуса «женщины-ученого» и обеспечение права женщин на высшее образование в СССР и странах социалистического лагеря; – этап третий – с 60-х до 90-х годов 20 столетия. Синхронизируется с развитием третьей волны феминизма – этап последовательной феминизации науки, активной интеграции женских научных ресурсов в экономику и развитие; этап четвертый – с середины 90-х годов 20 столетия до настоящего времени. Этап глобализации, цифровизации жизни общества, синхронизирующийся с окончанием третьей и вступлением в действие четвертой волны феминизма. Это этап перераспределения женских научных ресурсов в сферах научной, образовательной, общественно-полезной и медийной деятельности. 2. Новая гендерная структура научного сообщества повлияла на процесс пополнения кадров в аспирантуре и докторантуре государственных вузов, от которых зависит квалификационный состав вузовских научно-преподавательских кадров. 3. Процесс ускоренной феминизации кадров высшей школы и науки в постсоветский период привел к существенному преобладанию женщин среди руководящего состава вузов, штатного состава преподавателей, но одновременно повысив на два года средний возраст ППС вузов. Активно протекал процесс поколенческой смены ученых и профессорско-преподавательского состава вузов. Вместе с тем средний возраст преподавателей российской высшей школы рос медленнее, чем средний возраст населения, занятого в экономике. 4. В сфере российской науки сложилось устойчивое противоречие между представительством женщин в отечественной науке (оно выше, чем во многих других странах) и использованием социогендерного ресурса человеческого капитала, неэквивалентной оценкой труда ученых независимо от гендерного фактора. Ведущими мотивами выбора научной карьеры женщинами и мужчинами являются исследовательский интерес и последовательность в творческой работе. Тем не менее актуальным остается вопрос о сокращении гендерного неравенства в области науки и техники Перспективы исследования связаны с дальнейшим проведением специальных социологических исследований гендерного равенства и социогендерного ресурса человеческого капитала в современном российском обществе.    
Ключевые слова:
наука, социогендерные ресурсы, гендерная асимметрия, гендерное равноправие, гендерная занятость, институт образования, гендерная политика, научное неравенство, «гендерное коромысло», дефеминизация, профессиональная мобильность, феминизация отраслей, гендерная стратегия

Биография автора

Галина Георгиевна Силласте, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Доктор философских наук, профессор; Заслуженный деятель науки РФ; председатель Исследовательского комитета Российского общества социологов; Руководитель Научной школы «Гендерная и экономическая социология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Литература

Богданова И. Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра / И. Ф. Богданова // Социологические исследования. – 2004. – № 1 (237). – С. 103–111.

Дюркгейм Э. Правила социологического метода / Э. Дюркгейм; перевод с французского В. Желнинов. – Москва: АСТ, 2021. – 384 с. – ISBN 978-5-17-137831-8

Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун; [пер. с англ.: И. З. Налетов и др.]. – Москва: АСТ, 2003. – 605 с. – ISBN 5-17-010707-2: 5000

Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Б. Латур; пер. с англ. К. Федоровой. – Санкт-Петербург: Изд-во Европейского ун-та, 2013. – 413 с. – ISBN 978-5-94380-161-7

Маркс К. Сочинения. Издание 2-е / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Москва: Гос. изд-во политической литературы, 1961. – Т. 25. – Ч. 1. – 545 с.

Пугач В. Ф. Человеческие ресурсы высшей школы России на рубеже ХХ–ХХI веков: статистико-социологический анализ / В. Ф. Пугач. – Москва: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 2022. – 256 с. – ISBN 978-5-907560-52-9. – EDN VQFMAJ.

Пушкарева Н. Л. «Академики в чепце»? История дискриминационных практик в отношении российских женщин-ученых / Н. Л. Пушкарева // Женщина Плюс. – 2004. – Т. 1. – С. 39–43.

Пушкарева Н. Л. Женщины в российской науке конца XX – начала XXI века: обобщение количественных характеристик / Н. Л. Пушкарева // Женщина в российском обществе. – 2010. – № 3 (56). – С. 24–35.

Сентябрь в мировой истории // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 9 (61). – С. 240–253.

Силласте Г. Г. Женщины в мировой социологии / Г. Г. Силласте. – Москва: Прометей, 2021. – 438 с. – ISBN 978-5-00172-137-6.

Силласте Г. Г. Социальные транзиции и формирование нового гендерного порядка / Г. Г. Силласте // Женщина в российском обществе. – 2019. – № 2. – С. 3–16. – DOI 10.21064/WinRS.2019.2.1.

Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. – Москва: Мысль, 2003. – 863 с.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов. – Москва: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1998. – 488 с.

Фролов И. Т. Этика науки : проблемы и дискуссии / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин; Российская акад. наук, Ин-т философии. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: URSS, 2009. – 251 с. – ISBN 978-5-397-00661-3

Witt S. D. Parental influence on children's socialization to gender roles / S. D. Witt // Adolescence. – 1997. – Vol. 32, No. 126. – P. 253-259. – EDN EKPLGB.
Статья

Поступила: 19.12.2023

Опубликована: 27.02.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Силласте, Г. Г. (2024). Наука и образование как сферы самореализации креативной деятельности женщин в процессе достижения гендерного равноправия (Часть I). Гуманитарий Юга России, 13(1), 56-77. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.3
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО