Перспективы и риски развития субъектности личности в условиях цифровизации образования

Научная статья
  • Людмила Львовна Штофер Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия Filosofiya327@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0205-7468
    Elibrary Author_id 928937
  • Ольга Михайловна Шевченко Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия olgashv2007@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-6726-7269
    Elibrary Author_id 479776
Для цитирования
Штофер Л. Л., Шевченко О. М. Перспективы и риски развития субъектности личности в условиях цифровизации образования // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 1. С. 114-124. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.6 EDN: LDEPQJ

Аннотация

Цель исследования заключается в анализе перспектив и рисков развития субъектности личности в условиях цифровизации системы образования. Методологическую базу исследования составляет деятельностный подход к пониманию субъектности личности, а также положения концепции постиндустриального общества, теорий цифровой трансформации и цифровой культуры. Результаты исследования. В настоящее время развитие субъектности в образовательной сфере обусловлено ее цифровой платформизацией, которая позволяет использовать инновационные формы и методы в процессе обучения. Основной целью цифровизации образовательной сферы является повышение эффективности образовательного процесса, подготовка обучающихся к жизни и деятельности в условиях цифрового общества. В то же время авторы отмечают, что для формирования значимых общекультурных и профессиональных компетенций необходимо сохранение традиционных форм обучения, предполагающих «живую» коммуникацию педагога и учащегося. Перспективы исследования. Проблема субъектности в условиях цифровизации образования представляет научный и практический интерес в связи с необходимостью понимания дальнейшей трансформации образовательной среды и ее влияния на субъектность личности.
Ключевые слова:
постиндустриальное общество, цифровизация образования, субъектность личности, цифровые платформы, цифровые компетенции, социофобия

Биографии авторов

Людмила Львовна Штофер, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и культурологии
Ольга Михайловна Шевченко, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор философских наук, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности

Литература

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – Москва: Academia, 2004. – 788 с.

Белоусова Т. П. Цифровая трансформация высшего образования в России / Т. П. Белоусова // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13, № 2-3-1. – С. 303–309. – DOI 10.34670/AR.2023.51.30.039. – EDN VHIRAK.

Валеева Г. В. Социально-философские основания цифровизации высшего образования в контексте становления и развития цифрового общества / Г. В. Валеева // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2023. – Т. 12, № 1-1. – С. 151–157. – DOI 10.34670/AR.2023.48.70.011. – EDN IRRCPI.

Выготский Л. С. Конкретная психология человека / Л. С. Выготский // Вестник Московского университета. – 1986. – Сер. 14. Психология. – № 1. – С. 51–64.

Гаирбекова П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России / П. И. Гаирбекова // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 65. – DOI 10.17513/spno.30673. – EDN BRVVHE.

Гребенникова В. М. К вопросу о цифровизации образования / В. М. Гребенникова, Т. В. Новикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – Т. 11, № 5. – С. 158–165. – EDN IHIZNT.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва: ИНТОР, 1996. – 544 с.

Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание / И. П. Иванов [Электронный ресурс] // Семья и школа. – 1989. – № 8. – URL: http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivakol.html (дата обращения: 17.12.2023).

Ильенков Э. В. Что же такое личность? / Э. В. Ильенков // Российский экономический журнал. – 2018. – № 4. – С. 3–33.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – Москва: ГУ ВШЭ, 2000. – 606 с.

Панина Е. А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях / Е. А. Панина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2020. – Вып. 3(46). – С. 60–67. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13006

Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 3. – С. 49–58. – DOI: 10.26170/po20-03-05

Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – Москва: Концептуал, 2023. – 272 с.

Фокина М. С. Проблемы и перспективы инклюзивного образования в условиях цифровизации / М. С. Фокина // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». – 2021. – № 2. – С. 82–84.

Штофер Л. Л. Перспективы и риски цифровизации как тренда социального развития: культура и образование / Л. Л. Штофер, О. М. Шевченко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2022. – Т. 15, № 2. – С. 281–290. – DOI 10.17213/2075-2067-2022-2-281-290. – EDN NXHUIC.

Шмидт Э. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства / Э. Шмидт, Дж. Коэн; пер. с англ. С. Филина. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 368 с.

Gere C. Digital Culture / C. Gere. – London, Reaktion Books, 2002. – 222 p.

Harris J. Ll. Digital Matters, Theory and culture of the matrix / J. Ll. Harris, P. A. Taylor. – London, Routledge. Xi, 2005. – 210 p.
Статья

Поступила: 04.12.2023

Опубликована: 27.02.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Штофер, Л. Л., & Шевченко, О. М. (2024). Перспективы и риски развития субъектности личности в условиях цифровизации образования. Гуманитарий Юга России, 13(1), 114-124. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.6
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО