Развитие математической культуры студента

Научная статья
  • Алаутдин Садитдинович Аскеров Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия askerov963@yandex.ru
    Elibrary Author_id 263412
Для цитирования
Аскеров А. С. Развитие математической культуры студента // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 6. С. 106-115. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.6.8 EDN: ENDPWO

Аннотация

Цель исследования – изучить связи математического образования и математической культуры в контексте взаимосвязи двух феноменов современного общества – образования и культуры. Методология исследования. Основой анализа являются теория профессионального образования и теория исследования профессиональной культуры. В исследовании применялись методы анализа соответствующей литературы по исследуемой проблеме, фундаментальных понятий, образовательных программ, рабочих планов, а также методических пособий. Результаты исследования. Раскрыты технология формирования математических понятий, место математических понятий в развитии математической культуры личности. Подчеркнуто, что целью образования является подготовка социализированного человека. В связи с чем образование превращается в механизм развития внутренней культуры и природных дарований личности, в результате которого можно наблюдать сформированность математической культуры. Перспективы исследования. В методике преподавания математики с давних пор известно заметное отставание образовательного процесса от математической науки, поэтому в педагогике отмечается несоответствие понимания содержания математических понятий в образовании с их сутью в самой науке, чему необходимо уделить пристальное внимание. Математическое образование из механизма передачи опыта подрастающему поколению должно превратиться в систему формирования и развития математической культуры. В связи с чем математическое образование должно быть направлено на повышение его качества, составными компонентами которого являются: результаты учебы, социализация выпускников, формирование гражданского самосознания. Одним из главных направлений перспективы исследования является разработка единой системы формирования математических понятий с учетом специфики эпохи информационных технологий, культурных особенностей национальных школ и др., учет которых повысит уровень сформированности математической культуры личности.  
Ключевые слова:
образование, культура, математические понятия, творческое мышление, математическое мышление, математическая культура

Биография автора

Алаутдин Садитдинович Аскеров, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания математики и информатики. Почетный работник общего образования РФ

Литература

1. Аскеров А. С. Формирование математических понятий в V–IX классах с учетом особенности дагестанской национальной школы: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / А. С. Аскеров. – Махачкала, 1999. – 15 с.

2. Бакулов В. Д. Апология современной философии / В. Д. Бакулов, А. Ф. Поломошнов // Научная мысль Кавказа. – 2021. – № 2(106). – С. 46–52. – DOI 10.18522/2072-0181-2021-106-2-46-52. – EDN UBFZXG.

3. Билалов М. И. Познавательная культура: субъектные уровни, операционные механизмы и творческие продукты // Гуманитарий Юга России. – 2023. – Т. 12. – № 4(62). – С. 82–93. – DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.4. – EDN SJTCFT.

4. Воронина Л. В. Математическая культура личности / Л. В. Воронина, Л. В. Моисеева // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 37–45. – EDN PBHFPV.

5. Гессен С. И. Основы педагогики: Введ. в прикл. философию: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. – Москва: Школа-пресс, 1995. – 447 с. – ISBN 5-88527-082-1.

6. Капкаева Л. С. Формирование математической компетентности студентов педагогического вуза в условиях магистратуры / Л. С. Капкаева // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 10. – С. 135–142. – DOI 10.17513/snt.38867. – EDN OGPDQM.

7. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: в 2 т. Том 1: Арифметика, Алгебра, Анализ / Ф. Клейн; пер. с нем. / под ред. В. Г. Болтянского. – 4-е изд. – Москва: Наука, 1987. – 432 с.

8. Люсьен Ф. Предмет и задачи курса методологии истории. – Москва: Наука, 1991.

9. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.; сост. В. И. Мишин. – Москва: Просвещение, 1987. – 416 с.

10. Моркина Ю. С. Социальная теория познания Д. Блура: истоки и философский смысл / Ю. С. Моркина. – Москва: Канон+, 2012. – 256 с.

11. Насыпаная В. А. Математическая культура учащихся: основные характеристики, функции и компоненты / В. А. Насыпаная // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – С. 42–45.

12. Пушкарев Ю. В. Воздействие феноменов культуры на развитие математического знания / Ю. В. Пушкарев // Философия образования. – 2006. – № 1(15). – С. 285–290.

13. Хинчин А. Я. Педагогические статьи: сборник / А. Я. Хинчин; под редакцией Б. В. Гнеденко. – Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 204 с.
Статья

Поступила: 27.10.2023

Опубликована: 21.12.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Аскеров, А. С. (2023). Развитие математической культуры студента. Гуманитарий Юга России, 12(6), 106-115. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.6.8
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ