Критика консюмеризма в постмодернистском дискурсе

Научная статья
  • Станислав Владимирович Сикилинда Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Новочеркасск, Россия benromach@yandex.ru
Для цитирования
Сикилинда С. В. Критика консюмеризма в постмодернистском дискурсе // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 6. С. 62-72. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.6.4 EDN: DSVRTX

Аннотация

Цель исследования заключается в рассмотрении постмодернистского подхода к консюмеризму на основе анализа романа Ч. Паланика «Бойцовский клуб». Методологическую базу исследования составляют герменевтический и междисциплинарный подходы к изучению культуры как текста, а также положения лингвистической концепции Ф. де Соссюра и теории общества потребления (Ж. Бодрийяр, Г. Дебор). Результаты исследования. В статье рассматривается проблема конструирования постмодернистской идентичности через потребление товаров и вовлечение человека в потребительские практики. Анализируются заблуждения относительно культурно-философской идеологии консюмеризма. Показано, что в обществе потребления объекты используются в качестве знаков, дифференциалов, а переход от «идеала» к «образу» или от означаемого к означающему размывает границу между реальностью и «зрелищем», способствуя формированию пограничных постмодернистских идентичностей. Автор подчеркивает, что симулякры общества потребления приводят человека к отчуждению и утрате им подлинных смысложизненных ориентиров. Перспективы исследования. Проблема осмысления деструктивного характера общества потребления представляет научный интерес в связи с необходимостью понимания важности изменений в мировоззренческих установках и моделях поведения современного человека.
Ключевые слова:
постмодернизм, консюмеризм, постмодернистская идентичность, потребительская культура, общество потребления

Биография автора

Станислав Владимирович Сикилинда, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Новочеркасск, Россия
Соискатель кафедры социальных и гуманитарных наук

Литература

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / Ж. Бодрийяр. – Москва: Республика; Культурная революция, 2006. – 338 с.

2. Дебор Г. Общество спектакля / Г. Дебор. – Москва: Логос, 1999. – 224 с.

3. Паланик Ч. Бойцовский клуб. Удушье. Колыбельная: романы / Ч. Паланик. – Москва: АСТ: ЛЮКС, 2005. – 700 с.

4. Ковтуненко И. В. Творческая рецепция концепции Ж. Бодрийяра в постмодернистской картине мира Ч. Паланика: симулякры, посредничество, исчезающая реальность / И. В. Ковтуненко, И. А. Кудряшов // Гуманитарий Юга России. – 2022. – Т. 11, № 6. – С. 241–254. – DOI 10.18522/2227-8656.2022.6.14. – EDN EMXMSP.

5. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр. – Москва: Юрайт, 2023. – 304 с.

6. Boorstin D. The Image. A Guide to Pseudo-Events in America / D. Boorstin. – New York: Vintage Book, 1987. – 338 p.

7. Keesey D. Understanding Chuck Palahniuk / D. Keesey. – Columbia: University of South Carolina Press, 2016. – 274 p. – DOI: 10.2307/j.ctv6sj8cj.
Статья

Поступила: 30.08.2023

Опубликована: 21.12.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Сикилинда, С. В. (2023). Критика консюмеризма в постмодернистском дискурсе. Гуманитарий Юга России, 12(6), 62-72. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.6.4
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО