Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект

Научная статья
  • Наталия Константиновна Карпова Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия karpova_nk@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7834-2567
    Elibrary Author_id 339110
  • Владимир Иванович Мареев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия mareev@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0006-6952-973X
    Elibrary Author_id 185237
  • Нина Петровна Петрова Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия nppetrova@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0007-9400-6970
    Elibrary Author_id 407539
Для цитирования
Карпова Н. К., Мареев В. И., Петрова Н. П. Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 5. С. 175-186. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.13 EDN: NFYTVN

Аннотация

Цель исследования –определить возможности герменевтики в разноплановых процедурах переосмысления сферы культуры в аспекте ее рассмотрения в плоскости реалий жизненного мира личности. Методологическая база исследования: базовые положения педагогики герменевтического опыта; идеи понимания человеком текста как артефакта культуры; представление об осознании как образовательном процессе; идеи диалектического противоречия в системе соотносительных понятий «культура» и «контркультура»; идеи динамики трансцендирования как пути индивидуации человека; идеи драмогерменевтики; идеи переосмысления культуры, в контексте реалий жизненного мира человека. Результаты исследования заключаются в рассмотрении процесса самоизменения образа человека посредством погружения в мир культуры через переживания, осмысления, обретения нового опыта – артефакта культуры; обосновании перевода образования в плоскость внутреннего бытия человека; обоснование принципа трансцендентности сознания и обучения; осмысление феномена имманентной динамики трансцендирующего мышления в аспекте создания особых форм духовных систем; рассмотрение интерпретации как метода обучения; рассмотрение процесса роста и развития личности в контексте сферы культуры и герменевтических программ познания и понимания; определение базовых ориентиров герменевтической практики в аспекте феномена культуры, представленных в современной педагогике и практике образовании.   Перспективы исследования связаны с углублением теоретико-методологических оснований концепта «метапринцип», понятий «метауровень», «метаязык» в контексте индивидуального восхождения к обретаемой личности.
Ключевые слова:
аспект познания и понимания человека, самоизменение образа человека, принцип трансцендентности сознания и обучения, перевод культуры в плоскость реалий жизненного мира, драмогерменевтика, метаязык, педагогические технологии дивинации и социальной реализации

Биографии авторов

Наталия Константиновна Карпова, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, руководитель Объединенного центра инновационных образовательных научных исследований и производств  
Владимир Иванович Мареев, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, советник ректора по развитию педагогического направления
Нина Петровна Петрова, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологии и профессионально-педагогического образования

Литература

1. Адорно Т. В. Эстетическая теория = Ӓsthetische Theorie / Т. В. Адорно; [Пер. с нем. А. В. Дранова]. – Москва: Республика, 2001. – 526 с. – ISBN 5-250-01806-8.

2. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека : [Перевод] / К. Дюркхайм. – СПб.: ИМПАКС, 1992. – 159 с. – ISBN 5-87472-020-0.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 720 с. – ISBN 978-5-314-00016-8. – EDN SDPWQP.
Статья

Поступила: 07.09.2023

Опубликована: 28.10.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Карпова, Н. К., Мареев, В. И., & Петрова, Н. П. (2023). Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект. Гуманитарий Юга России, 12(5), 175-186. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.13
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ