Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект
Научная статья
Для цитирования
Карпова Н. К., Мареев В. И., Петрова Н. П. Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 5. С. 175-186. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.13 EDN: NFYTVN
Аннотация
Цель исследования –определить возможности герменевтики в разноплановых процедурах переосмысления сферы культуры в аспекте ее рассмотрения в плоскости реалий жизненного мира личности.
Методологическая база исследования: базовые положения педагогики герменевтического опыта; идеи понимания человеком текста как артефакта культуры; представление об осознании как образовательном процессе; идеи диалектического противоречия в системе соотносительных понятий «культура» и «контркультура»; идеи динамики трансцендирования как пути индивидуации человека; идеи драмогерменевтики; идеи переосмысления культуры, в контексте реалий жизненного мира человека.
Результаты исследования заключаются в рассмотрении процесса самоизменения образа человека посредством погружения в мир культуры через переживания, осмысления, обретения нового опыта – артефакта культуры; обосновании перевода образования в плоскость внутреннего бытия человека; обоснование принципа трансцендентности сознания и обучения; осмысление феномена имманентной динамики трансцендирующего мышления в аспекте создания особых форм духовных систем; рассмотрение интерпретации как метода обучения; рассмотрение процесса роста и развития личности в контексте сферы культуры и герменевтических программ познания и понимания; определение базовых ориентиров герменевтической практики в аспекте феномена культуры, представленных в современной педагогике и практике образовании.
Перспективы исследования связаны с углублением теоретико-методологических оснований концепта «метапринцип», понятий «метауровень», «метаязык» в контексте индивидуального восхождения к обретаемой личности.
Ключевые слова:
аспект познания и понимания человека, самоизменение образа человека, принцип трансцендентности сознания и обучения, перевод культуры в плоскость реалий жизненного мира, драмогерменевтика, метаязык, педагогические технологии дивинации и социальной реализации
Литература
1. Адорно Т. В. Эстетическая теория = Ӓsthetische Theorie / Т. В. Адорно; [Пер. с нем. А. В. Дранова]. – Москва: Республика, 2001. – 526 с. – ISBN 5-250-01806-8.
2. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека : [Перевод] / К. Дюркхайм. – СПб.: ИМПАКС, 1992. – 159 с. – ISBN 5-87472-020-0.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 720 с. – ISBN 978-5-314-00016-8. – EDN SDPWQP.
2. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека : [Перевод] / К. Дюркхайм. – СПб.: ИМПАКС, 1992. – 159 с. – ISBN 5-87472-020-0.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 720 с. – ISBN 978-5-314-00016-8. – EDN SDPWQP.
Статья
Поступила: 07.09.2023
Опубликована: 28.10.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Карпова, Н. К., Мареев, В. И., & Петрова, Н. П. (2023). Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект. Гуманитарий Юга России, 12(5), 175-186. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.13
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ