Стратегии позиционирования винных брендов Юга России: анализ визуальной коммуникации

Научная статья
  • Людмила Владиславовна Клименко Институт туризма, сервиса и креативных индустрий Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия lvklimenko@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7696-7830
    Elibrary Author_id 205951
  • Дарья Дмитриевна Кривошеева-Медянцева Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия medyantseva.dd@gs.donstu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1906-9633
    Elibrary Author_id 674359
    ResearchID C-5722-2013
  • Денис Анатольевич Дубовер Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия dubover.d@gs.donstu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9369-7710
    Elibrary Author_id 765377
    ResearchID AAT-9822-2020
Для цитирования
Клименко Л. В., Кривошеева-Медянцева Д. Д., Дубовер Д. А. Стратегии позиционирования винных брендов Юга России: анализ визуальной коммуникации // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 5. С. 98-106. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.7 EDN: HMFHSM

Аннотация

Цель исследования – на основе анализа характера визуальной коммуникации винных брендов выделить стратегии позиционирования винодельческих производств Юга России. Методологическая база исследования. Концепция исследования опирается на теоретические положения социологии потребления, «интерпретативного» подхода визуальной социологии и типологии стратегий позиционирования винодельческой продукции. Методы исследования – контент-анализ информации, отраженной на фронтальных этикетках винных бутылок. Было проанализировано 169 линеек вина, производимых 28 предприятиями Краснодарского края и Ростовской области. Результаты исследования показали частое использование смешанных глобальных и зарубежных стратегий позиционирования винодельческих брендов Краснодарского края. Уступающие по численности (из-за менее благоприятных климатических условий) винодельни Ростовской области используют преимущественно местную стратегию позиционирования. В условиях институциональных ограничений, связанных с использованием российскими виноделами иностранного виноматериала, технологий и комплектующих, а также ростом цен на импортные вина, перспективно масштабировать местный компонент в идентификации и продвижении южно-российских винных брендов. Перспективы исследования связаны с расширением географии анализа за счет включения в выборку других винодельческих регионов Юга России, изучением особенностей восприятия отечественными потребителями региональных винных брендов и использованием полученных результатов при разработке экономических стратегий развития винодельческих предприятий.
Ключевые слова:
винные бренды, виноделие, Юг России, стратегии позиционирования, визуальная коммуникация

Биографии авторов

Людмила Владиславовна Клименко, Институт туризма, сервиса и креативных индустрий Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор социологических наук, профессор кафедры бизнеса в сфере гостеприимства
Дарья Дмитриевна Кривошеева-Медянцева, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Медиапроизводство» факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии»
Денис Анатольевич Дубовер, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии»

Литература

1. Минковская А. А. Методология и результаты маркетинговых исследований в бренд-комплексе «Винная карта» / А. А. Минковская // Бизнес и дизайн ревю. – 2019. – № 1(13). – С. 2. – EDN YXBJBJ.

2. Рождественская Е. Ю. Перспективы визуальной социологии / Е. Ю. Рождественская // Социологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 70–83. – EDN PFJOPV.

3. Хамидова О. М. Потребительские предпочтения, как основа создания бренд-позиции винодельческой продукции / О. М. Хамидова, О. Н. Улановская // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2020. – № 3(52). – С. 153–166. – DOI 10.37279/2312-5330-2020-3-153-166. – EDN AMOOAR.

4. Хачатрян А. А. Поведение потребителей и формирование ценности на российском рынке винодельческой продукции / А. А. Хачатрян // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2021. – Т. 12, № 4. – С. 322–334. – DOI 10.17747/2618-947X-2021-4-322-334. – EDN RAIFOU.

5. Штомпка П. Визуальная социология: Фотография как метод исследования: учебник для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлению (специальности) «Социология» / П. Штомпка; [пер. с польск. Н. В. Морозовой]. – Москва: Логос, 2010. – 150 с. – (Новая университетская библиотека). – ISBN 978-5-98704-492-6. – EDN QONKSD.

6. Alden D. L. Consumer attitudes toward marketplace globalization: structure, antecedents and consequences / D. L. Alden, J. B. Steenkamp, R. Batra // International Journal of Research in Marketing. – 2006. – Vol 23. – No. 3. – P. 227-239.

7. Radaev V. Impact of a new alcohol policy on homemade alcohol consumption and sales in Russia / V. Radaev // Alcohol and Alcoholism. – 2015. – Vol. 50. – № 3. – P. 365–372. – DOI 10.1093/alcalc/agv008.

8. Сhakravorti S. Wine Consumer Culture Positioning: Case of the Global Success of Yellow Tail and Casillero Del Diablo / S. Сhakravorti // Association of Marketing Theory and Practice Proceedings. – 2021. – № 8. – URL: https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/amtp-proceedings_2021/8 (дата обращения: 08.08.2023).
Статья

Поступила: 08.09.2023

Опубликована: 28.10.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Клименко, Л. В., Кривошеева-Медянцева, Д. Д., & Дубовер, Д. А. (2023). Стратегии позиционирования винных брендов Юга России: анализ визуальной коммуникации. Гуманитарий Юга России, 12(5), 98-106. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.7
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ