Воздействие компьютерных игр на человека: методологические подходы

Научная статья
  • Елена Витальевна Поликарпова Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, Таганрог, Россия evpolikarpova@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1084-6061
    Elibrary Author_id 411608
  • Оксана Александровна Величко Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, Таганрог, Россия ocksana87@mail.ru
    Elibrary Author_id 1011625
Для цитирования
Поликарпова Е. В., Величко О. А. Воздействие компьютерных игр на человека: методологические подходы // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 5. С. 87-97. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.6 EDN: FCIEAI

Аннотация

Цель исследования – философско-методологический анализ феномена воздействия компьютерных игр как составляющей искусства на человека. Методологическая база исследования. Авторы используют ряд следующих методов изучения: метод системного анализа, метод фрактального исчисления, методы игровой эстетики, метод аналогии между индийской мудростью и современной космологией, методы построения компьютерных игр.  В ходе исследования авторы также исходят из дефиниции онтологии игры В. С. Поликарпова, выраженной формулой «мнимая реальность как мир возможностей, умноженная на спонтанную случайность», из понимания человеческого акта чистой мысли как «движения мнимого числа» в мнимом пространстве и игровой интерпретации Вселенной, концепции взаимосвязи биосферы и космоса, парадигмы волновой электромагнитной Вселенной, что позволяет использовать различные науки для глубокого рассмотрения феномена воздействия компьютерных игр на человека. Результаты исследования. В основе исследования лежат концепции Вселенной как космической игры в виде танца и музыки, новое понимание искусства, концепция океана космоплазмы, в который погружен человек, концепция фрактального характера красоты, принципы проектирования компьютерных игр, что позволяет объяснить значимость феномена воздействия компьютерных игр на внутренний мир человека. Перспективы исследования. Для дальнейших исследований в области воздействия компьютерных игр на жизнедеятельность человека перспективной является программа «исследований науки и технологии» (STS, Science and Technology), включающая в себя концепции «Интернета людей», «Интернета вещей», «Интернета животных» и «Интернета растений». Все эти проекты созданы на основе акторно-сетевой теории, позволяющей объединять разные миры. Если объединить все четыре Интернета, то человек получит колоссальные знания о нашем реальном мире, которые позволят ему эффективнее познавать окружающую действительность.
Ключевые слова:
компьютерные игры (видеоигры), искусство, культура, человек, цифровые технологии, метод исследования

Биографии авторов

Елена Витальевна Поликарпова, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, Таганрог, Россия
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии 
Оксана Александровна Величко, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, Таганрог, Россия
Аспирант кафедры философии

Литература

1. Балакшин О. Б. Коды да Винчи – новая роль в естествознании? Неожиданное о золотом сечении. Гармония асимметричных подобий в Природе / О. Б. Балакшин. – 3-е изд., доп. – Москва: URSS, 2008. – 194 с. – ISBN 978-5-382-00867-7. – EDN QJTSFR.

2. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная: В поисках физ. и филос. концепций XXI в. / Н. Н. Латыпов, В. А. Бейлин, Г. М. Верешков. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 230 с. –ISBN 5-211-04484-3.

3. Важенич М., Архитектура видеоигровых миров / М. Важенич, А. В. Козлов, К. Иероним. – Москва: АСТ, 2023. – 384 с.

4. Верин О. Г. Энергия: вещество и поле / О. Г. Верин. – Москва: Контур-М, 2006. – 124 с. – (Perpetuum mobile). – ISBN 5-98642-023-3.

5. Ветушинский А. С. Игродром: что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре / А. С. Ветушинский. – Москва: Издательство «Эксмо», 2021. – 272 с. – (Российский компьютерный бестселлер. Геймдизайн). – ISBN 978-5-04-117521-4. – EDN JCDXJL.

6. Друян Э. Космос. Возможные миры / Э. Друян. – Москва: АСТ, 2023. – 384 с.

7. Зубек Р. Элементы гейм-дизайна. Как создавать игры, от которых невозможно оторваться / Р. Зубек. – Москва: Эксмо, 2022. – 272 с.

8. Макгонигал Дж. Реальность под вопросом: почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир / Д. Макгонигал; перевод с английского Н. Яцюк. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 380 с. – ISBN 978-5-00117-354-0.

9. Марков А. Теории современного искусства / А. Марков. – Москва: РИПОЛ Классик, 2020 – 236 с.; – (Лекции PRO. Искусствоведение). – ISBN 978-5-386-13750-2.

10. Мизнер, Чарлз В. Гравитация: [В 3 т.] / Ч. Мизнер, К. Торн, Дж. Уилер; Пер. с англ. М. М. Баско; Под ред. В. Б. Брагинского и И. Д. Новикова. – Москва: Мир, 1977.

11. Мэлиган Дж. Психология видеоигр. Взгляд психолога на видеоигры, геймеров и игровую индустрию. – Москва: Эксмо, 2013. – 352 c.

12. Пайтген Х. Красота фракталов: Образы комплекс. динам. систем / Х.-О. Пайтген, П. Х. Рихтер; Перевод с англ. П. В. Малышева, А. Г. Сивака; Под ред. А. Н. Шарковского. –Москва: Мир, 1993. – 175 с.: ISBN 5-03-001296-6.

13. Общие принципы квантовой теории поля / Н. Н. Боголюбов, А. А. Логунов, А. И. Оксак, И. Т. Тодоров. – Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 744 с. – ISBN 5-9221-0612-0. – EDN UGLQMJ.

14. Поликарпов В. С. Искусство и медицина: (философские очерки) / В. С. Поликарпов, А. В. Масликов, Е. В. Поликарпова. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2022. – 118 с. – ISBN 978-5-9275-4340-3. – EDN DKKFCO.

15. Поликарпов В. С. Философия фрактального мира / В. С. Поликарпов, В. А. Обуховец // Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 100 с.

16. Поликарпов В. С. Наука и мистицизм в начале XXI столетия / В. С. Поликарпов, В. А. Поликарпова. – Таганрог: Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, 2011. – 128 с. – ISBN 978-5-8327-0396-1. – EDN JQQIKL.

17. Стратегическое информационное противоборство Запада и России в мировой среде мультимедиа: (теоретико-методологические очерки) / В. С. Поликарпов, А. В. Палеев, Е. В. Поликарпова, В. Е. Шибанов. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2022. – 261 с. – ISBN 978-5-9275-4271-0. – EDN PUSJWV.

18. Тома Р. Структурная устойчивость и морфогенез / Р. Том ; [Пер. с фр, Е. Г. Борисовой, А. Родина]. – Москва: Логос, 2002. – 277 с. – ISBN 5-8163-0032-6.

19. Плазменный кристалл: космические эксперименты / В. Е. Фортов, Ю. М. Батурин, Г. О. Морфилл, О. Ф. Петров. – Москва: Физматлит, 2015. – 267 с. – ISBN 978-5-9221-1651-0.

20. Френч К. Тайные шифры вселенной: большая энциклопедия: свыше 500 цветных фотографий: [перевод] / К. Френч. – Москва: ЭКСМО, 2015. – 239 с. – ISBN 978-5-699-75398-7.

21. Черепащук А. М. Вселенная, жизнь, черные дыры / А. М. Черепащук, А. Д. Чернин. – Фрязино (Моск. обл.): Век 2, 2004. – (Наука для всех). – ISBN 5-85099-142-5. – EDN QJNHUT.

22. Чижов Е. Б. Пространства / Е.Б. Чижов. – Москва: Новый центр, 2001. – 278 с. – ISBN 5-89117-059-0.

23. Dovey J. Game cultures. Computer Games as New Media / J. Dovey, H.W Kennedy // Open University Press. 2006. – 171 p.

24. Leonov V. S. Quantum Energetics // V. S Leonov – Vol. 1. Nheory of Superunification. Cambrige. International Science Publishing Ltd. 2010. – 745 p.

25. Talbot M. Mysticism and New Physics / M. Talbot. – L., 1981.
Статья

Поступила: 08.09.2023

Опубликована: 28.10.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Поликарпова, Е. В., & Величко, О. А. (2023). Воздействие компьютерных игр на человека: методологические подходы. Гуманитарий Юга России, 12(5), 87-97. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.6
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО