Феномен искусства и цифровая среда в становлении творческой личности молодежи
Научная статья
Для цитирования
Горячева Е. А., Захарова Н. Ю. Феномен искусства и цифровая среда в становлении творческой личности молодежи // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 4. С. 187-199. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.13 EDN: TFMDDS
Аннотация
Цель исследования – изучение феномена искусства в становлении творческой личности молодежи в социальной и цифровой среде, рассматривается традиционное и цифровое искусство. Созданная искусством среда раскрывается в рамках архитектуры, ландшафта, одежды и остальных рукотворных произведений искусства. Понимание социализирующей современной среды – среды проживания, обучения и развития молодого поколения с использованием цифровых технологий с участием искусства.
Методологическая база исследования. Рассматривается понятие творческой личности, формирующейся в информационном обществе, современной социальной и цифровой среде через взаимодействие с искусством в рамках системного трансдисциплинарного подхода, включая философский, социологический, психолого-педагогический, деятельностный, ценностно-ориентационный, личностный подходы становления личности молодого поколения. В основу социализирующей личность среды включается понимание: природной среды, отвечающей требованиям философии инвайронментализма, и искусственно созданной творчеством человека видеоэкологичной социальной и цифровой среды.
Результаты исследования. Новые условия трансформации традиционной системы социализации молодого поколения: цифровые технологии, создавшие новую социальную цифровую среду, затрагивающие все сферы жизни, в том числе образовательное пространство – реалии нового общества. Важным аспектом которого остается проблема гуманизма, выживания человечества и личности творческой, развивающей свою индивидуальность и креативно воздействующей на социум. Искусство, как один из главных факторов окружающей человека среды наравне с природой, создает условия создания гармоничного пространства в процессе творчества. Взаимовлияние личности на создание произведений искусства и воздействие визуальной художественной среды (архитектуры, предметов быта, одежды, ландшафтного дизайна и цифровой среды) на людей создают особые условия социализации личности молодежи в цифровом обществе. Чем эта среда более творческая и видеоэкологичная, тем она более полезная и развивающая для всего населения, также для становления нового поколения. Значительно возросла роль видеоэкологии в обеих социализирующих личность средах: реальной и цифровой. Наряду с положительным влиянием цифровых технологий существуют значительные риски, требующие изучения специалистами разных областей знаний: философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов, физиологов и видеоэкологов.
Перспективы исследования. Основная перспектива гармоничного развития творческой личности молодого поколения заключается в создании комфортной развивающей визуальной среды с помощью искусства и современных технологий цифрового общества, исключив всевозможные риски негативного воздействия на людей цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Ключевые слова:
молодежь, социализирующая визуальная среда, цифровая среда, феномен искусства, современное образование, становление творческой личности
Литература
1. Волков, Ю. Г. Личностные ресурсы развития современного российского общества: ретроспектива и перспектива проблемы / Ю. Г. Волков // Гуманитарий Юга России. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 14–32. – DOI 10.18522/2227-8656.2021.4.1. – EDN UURIJC.
2. Горячева, Е. А. Формирование творческой личности молодого поколения в современной художественной образовательной среде ВУЗа / Е. А. Горячева, И. М. Власова // Гуманитарий Юга России. – 2022. – Т. 11, № 4. – С. 103–114. – DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.7. – EDN OHSMJM.
3. Горячева, Е. А. Дизайн и киберпространство в формировании творческой личности нового поколения / Е. А. Горячева, И. А. Клименко // Гуманитарий Юга России. – 2017. – Т. 6, № 5. – С. 119–127. – DOI 10.23683/2227-8656.2017.5.10. – EDN ZNGTYH.
4. Лунина, Л. Media Art: как искусство совершает прорыв в науке c помощью технологий // ForbesLife – 2 октября – 2019 – URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/384237-media-art-kak-iskusstvo-sovershaet-proryv-v-nauke-c-pomoshchyu-tehnologiy (дата обращения: 06.06.2023).
5. Мануэль Корреа. Философские истоки дигитальности: беседа с теоретиком медиа Александром Гэллоуэем. – URL: https://special.theoryandpractice.ru/digitality (дата обращения: 06.06.2023).
6. Наумов, Н. Д. Философия образования и проблема формирования личности: философский аспект / Н. Д. Наумов // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 2. – С. 44–49. – EDN OXWUSR.
7. Поликарпов, В. С. Ментальная война Запада против России: значимость феномена искусства в формировании сознания молодежи / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова // Гуманитарий Юга России. – 2022. – Т. 11, № 2. – С. 164–179. – DOI 10.18522/2227-8656.2022.2.13. – EDN WETAHX.
8. Miao F., Huang R., Holmes W., Zhang H. Технологии искусственного интеллекта в образовании. Руководство для лиц, ответственных за формирование политики // ResearchGate. Август – 2022 – URL: https://www.researchgate.net/deref/http%3A%2F%2Fcreativecommons.org%2Flicenses%2Fby-sa%2F3.0%2Figo%2F (дата обращения: 14.06.2023).
9. Goryacheva, E. Innovations in education in the process of distance learning based on digital technologies / E. Goryacheva, O. Kartavtseva // E3S Web of Conferences : 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don, 24–26 февраля 2021 года. Vol. 273. – Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021. – DOI 10.1051/e3sconf/202127312114. – EDN LGQIIE.
10. Goodman, Elgin. Reconceptions in Philosophy and other Arts and Sciences (with Catherine Elgin) // Indianapolis: Hackett; London: Routledge, 1988.
11. Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA), Москва, 24–26 июля 2019 года / Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. – 673 p. – ISBN 978-5-209-09669-6. – EDN QANQBY.
2. Горячева, Е. А. Формирование творческой личности молодого поколения в современной художественной образовательной среде ВУЗа / Е. А. Горячева, И. М. Власова // Гуманитарий Юга России. – 2022. – Т. 11, № 4. – С. 103–114. – DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.7. – EDN OHSMJM.
3. Горячева, Е. А. Дизайн и киберпространство в формировании творческой личности нового поколения / Е. А. Горячева, И. А. Клименко // Гуманитарий Юга России. – 2017. – Т. 6, № 5. – С. 119–127. – DOI 10.23683/2227-8656.2017.5.10. – EDN ZNGTYH.
4. Лунина, Л. Media Art: как искусство совершает прорыв в науке c помощью технологий // ForbesLife – 2 октября – 2019 – URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/384237-media-art-kak-iskusstvo-sovershaet-proryv-v-nauke-c-pomoshchyu-tehnologiy (дата обращения: 06.06.2023).
5. Мануэль Корреа. Философские истоки дигитальности: беседа с теоретиком медиа Александром Гэллоуэем. – URL: https://special.theoryandpractice.ru/digitality (дата обращения: 06.06.2023).
6. Наумов, Н. Д. Философия образования и проблема формирования личности: философский аспект / Н. Д. Наумов // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 2. – С. 44–49. – EDN OXWUSR.
7. Поликарпов, В. С. Ментальная война Запада против России: значимость феномена искусства в формировании сознания молодежи / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова // Гуманитарий Юга России. – 2022. – Т. 11, № 2. – С. 164–179. – DOI 10.18522/2227-8656.2022.2.13. – EDN WETAHX.
8. Miao F., Huang R., Holmes W., Zhang H. Технологии искусственного интеллекта в образовании. Руководство для лиц, ответственных за формирование политики // ResearchGate. Август – 2022 – URL: https://www.researchgate.net/deref/http%3A%2F%2Fcreativecommons.org%2Flicenses%2Fby-sa%2F3.0%2Figo%2F (дата обращения: 14.06.2023).
9. Goryacheva, E. Innovations in education in the process of distance learning based on digital technologies / E. Goryacheva, O. Kartavtseva // E3S Web of Conferences : 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don, 24–26 февраля 2021 года. Vol. 273. – Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021. – DOI 10.1051/e3sconf/202127312114. – EDN LGQIIE.
10. Goodman, Elgin. Reconceptions in Philosophy and other Arts and Sciences (with Catherine Elgin) // Indianapolis: Hackett; London: Routledge, 1988.
11. Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA), Москва, 24–26 июля 2019 года / Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. – 673 p. – ISBN 978-5-209-09669-6. – EDN QANQBY.
Статья
Поступила: 20.06.2023
Опубликована: 31.08.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Горячева, Е. А., & Захарова, Н. Ю. (2023). Феномен искусства и цифровая среда в становлении творческой личности молодежи. Гуманитарий Юга России, 12(4), 187-199. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.13
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ