Образовательное сетевое пространство в контексте социального средового подхода

Научная статья
  • Ашхен Валикоевна Абовян Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия avabovyan@sfedu.ru
    Elibrary Author_id 253381
  • Ирина Владимировна Липчанская Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия lipiv@list.ru
    Elibrary Author_id 736024
Для цитирования
Абовян А. В., Липчанская И. В. Образовательное сетевое пространство в контексте социального средового подхода // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 4. С. 179-186. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.12 EDN: SWRCOM

Аннотация

Цель исследования – социально-философский анализ образовательного сетевого пространства, в рамках которого реализуется образовательный процесс. Методологическая база исследования базируется на средовом, а также системном подходе, основанном на понимании сетевого образования. Результаты исследования. Обозначены критерии сетевого информационного общества: технологический, информационный, социально-экономический, пространственный, социокультурный. Раскрыто понятие образовательного сетевого пространства с позиций средового подхода, в рамках которого обозначены три основные составляющие: информационная, инструментальная, социальная. Перспективы исследования связаны с дальнейшим социально-философским анализом образовательного сетевого пространства и формированием нового сетевого типа человека.
Ключевые слова:
образовательное сетевое пространство, социальный средовый подход, информационные коммуникативные технологии, образовательная среда, информационное общество

Биографии авторов

Ашхен Валикоевна Абовян, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики массовой коммуникации
Ирина Владимировна Липчанская, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия
доцент, кафедра философии и культурологии

Литература

1. Даржинова, С. В. О герменевтическом подходе в современном образовании / С. В. Даржинова, З. Н. Байтуманова, Н. А. Бембиева // Вестник Калмыцкого университета. – 2018. – № 4(40). – С. 134–140. – EDN YSHOPZ.

2. Евсикова, Н. И. Некоторые аспекты соотношения понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» в условиях современной реформы отечественного образования / Н. И. Евсикова, Р. А. Курбанов // Современная наука. – 2015. – № 2. – С. 67–72. – EDN UISHVP.

3. Зубок, Ю. А. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – Москва : Юридическое издательство «Норма», 2020. – 304 с. – ISBN 978-5-00156-082-1. – EDN WLJWBA.

4. Йонген, В. Onlife. Ритейл будущего (перевод с англ. Д. А. Шалаевой). – М.: Эксмо, 2021. – 320 с.

5. Кравцов, А. О. «Сетевая личность» в условиях смены поколений: поиск адекватной образовательной модели / А. О. Кравцов // Письма в Эмиссия. Оффлайн. – 2021. – Т. 2, № S. – С. 18–24. – EDN BVHIYF.

6. Красноруцкий, Л. П. Социокультурные характеристики сетевого поколения в России: концептуальное поле социально-философской рефлексии / Л. П. Красноруцкий // Гуманитарий Юга России. – 2017. – Т. 6, № 2. – С. 126–135. – EDN YLOBOP.

7. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 36–41. – EDN ZHQJVJ.

8. Пахтусова, Н. А. Методологические подходы для исследования процесса киберсоциализации и становление сетевой идентичности личности молодежи в условиях образовательной среды / Н. А. Пахтусова, Н. В. Уварина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14, № 4(58). – С. 73–78. – DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-4-73-78. – EDN ROCDID.

9. Сулима, И. И. Образовательная среда: философские основания и социальные особенности восприятия средового подхода / И. И. Сулима // Нижегородское образование. – 2020. – № 3. – С. 4–11. – EDN GJZJBI.

10. Татевосян, М. А. Экзистенциальный подход в образовании / М. А. Татевосян // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 12. – С. 32–34. – EDN XFSEPW.

11. Филимонов, А. А. Сетевая организация образовательного процесса / А. А. Филимонов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2017. – № 1(14). – С. 98–105. – EDN YPRXDH.

12. Шендрик, И. Г. Теоретические основы проектирования образовательного пространства субъекта: монография / И. Г. Шендрик ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. –Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2006. – 197 с.
Статья

Поступила: 27.06.2023

Опубликована: 31.08.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Абовян, А. В., & Липчанская, И. В. (2023). Образовательное сетевое пространство в контексте социального средового подхода. Гуманитарий Юга России, 12(4), 179-186. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.12
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ