Идейная основа и учебно-методическое сопровождение юннатского движения (1918–1991 гг.)

Научная статья
  • Павел Всеволодович Заяц Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия pavelzajats@gmail.com
    Elibrary Author_id 325978
  • Ярослава Геннадиевна Зинченко Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия zinchenko-yg@ranepa.ru
    Elibrary Author_id 510877
  • Анна Константиновна Хаустова Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Министерства просвещения РФ, Москва, Россия bazhenova@fedcdo.ru
Для цитирования
Заяц П. В., Зинченко Я. Г., Хаустова А. К. Идейная основа и учебно-методическое сопровождение юннатского движения (1918–1991 гг.) // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 4. С. 147-159. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.9 EDN: OKSDYQ

Аннотация

Цель исследования – раскрыть роль движения юных натуралистов в формировании экологического образования и просвещения в годы советской государственности. Методология исследования  сочетает в себе институциональный подход, исторический метод, анализ документов, вторичный анализ социологических данных. Результаты исследования. Представлен обзор выдающихся учебно-методических практик, выделены ключевые этапы развития движения юных натуралистов в соответствии с критериями: институциональным, идеологическим и учебно-методическим. Приведены основные персоналии, заложившие основы детско-юношеского дополнительного естественнонаучного образования, обозначен их вклад в становление его основных моделей. Делаются выводы о возможностях применения методологических принципов и идейной составляющей для возрождения движения юных натуралистов в современных российских условиях. Перспективы исследования. Развитие темы исследования представляется актуальным в связи с государственным и общественным запросом на сочетание образовательных и воспитательных практик, а также развития самоорганизации детей в контекстах экологичного образа жизни.
Ключевые слова:
юные натуралисты, движение юных натуралистов, экологическое образование, модели естественнонаучного образования детей, экологическое просвещение, патриотическое воспитание, идейная основа, учебно-методическое сопровождение

Биографии авторов

Павел Всеволодович Заяц, Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия
кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления
Ярослава Геннадиевна Зинченко, Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии
Анна Константиновна Хаустова, Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Министерства просвещения РФ, Москва, Россия
заместитель директора по организационно-методическому сопровождению естественнонаучной направленности

Литература

1. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Пер. с англ. А. М. Вязьминой и др.; Общая ред. Б. М. Кедрова, И. В. Кузнецова. – Москва: Изд-во иностр. лит., 1956. – 735 с.

2. Зинченко, Я. Г. Ресурсное обеспечение и кадровый потенциал экологического просвещения в современной России: социологический анализ / Я. Г. Зинченко, А. Б. Понамарев, А. К. Хаустова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. – № 2. – С. 244–250. – DOI 10.22394/2079-1690-2023-1-2-244-250. – EDN ULATES.

3. Левченко, Н. В. Экологическое образование как условие формирования человеческого потенциала / Н. В. Левченко, А. В. Роговая // Вопросы управления. – 2023. – № 2(81). – С. 45-57. – DOI 10.22394/2304-3369-2023-2-45-57. – EDN URZCNZ.

4. Ленин, В. И. Задачи союзов молодёжи / Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года // «Правда» (№ 221, 222, 223) 5, 6 и 7 октября 1920 года.

5. Ленин, В. И. Избранные произведения : В 3 т. / В. И. Ленин // Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – Москва: Политиздат, 1968. 3 т.

6. Русакова, Е. Подвиг большевика / Е. Русакова // Юный натуралист – 1977. – № 10. – С. 10–11.

7. Яницкий, О. Н. Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики / О. Н. Яницкий // История и современность. – 2005. – № 1. – С. 136–161. – EDN PFFIVF.
Статья

Поступила: 17.07.2023

Опубликована: 31.08.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Заяц, П. В., Зинченко, Я. Г., & Хаустова, А. К. (2023). Идейная основа и учебно-методическое сопровождение юннатского движения (1918–1991 гг.). Гуманитарий Юга России, 12(4), 147-159. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.9
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ