Когнитивный смысл социальных стереотипов

Научная статья
  • Владимир Алексеевич Чвякин Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия 195805@mail.ru
    Elibrary Author_id 705510
  • Николай Юрьевич Григорьев Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия nugrig@mail.ru
    Elibrary Author_id 303448
  • Юрий Сергеевич Коноплин Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия yus.konoplin@mpgu.su
    Elibrary Author_id 349947
Для цитирования
Чвякин В. А., Григорьев Н. Ю., Коноплин Ю. С. Когнитивный смысл социальных стереотипов // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 4. С. 94-103. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.5 EDN: JMRWGE

Аннотация

Цель исследования – определение когнитивного смысла при восприятии социальных стереотипов. Методологическая база исследования – комплекс теоретических представлений о закономерностях когнитивных искажений в структуре массовых коммуникаций. Результаты исследования. Социально-когнитивные исследования позволяют объединить структурные элементы стереотипов в единый комплекс для познания закономерностей формирования массового сознания. Манифестация каждого структурного элемента (аффективная компонента – чувства и эмоции, поведенческая – враждебные действия и др.) существенным образом зависит от осознанности носителями стереотипов последствий социально-когнитивных искажений. Перспективы исследования – выявление когнитивных искажений в структуре массовых коммуникаций.
Ключевые слова:
социальные стереотипы, массовые коммуникации, гетеростереотипы, аутостереотипы, когнитивный смысл стереотипов, массовые когнитивные искажения, динамика стереотипов восприятия, структура стереотипов

Биографии авторов

Владимир Алексеевич Чвякин, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
доктор философских наук, профессор, Институт социально-гуманитарного образования
Николай Юрьевич Григорьев, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии
Юрий Сергеевич Коноплин, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
доктор политических наук, профессор Институт социально-гуманитарного образования

Литература

1. Арсельгов, А. У. Структурно-функциональные особенности изучения понятий «стереотип» и «традиция» / А. У. Арсельгов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2010. – № 2. – С. 78–82. – EDN MVAAVP.

2. Бартмински Й. Седем ключови понятия на когнитивната етнолингвистика. // Български фолклор, год XL, кн. 4, София, 2014. – С. 399–413.

3. Вацура, В. В. Особенности этнических гетеростереотипов у молодежи с разным типом этнической идентичности / В. В. Вацура // Молодой ученый. – 2019. – № 51(289). – С. 451–453. – EDN RPECQW.

4. Григорьев, Н. Ю. Гетеростереотипы в структуре социокультурной адаптации иностранцев, обучающихся в России / Н. Ю. Григорьев, В. А. Чвякин // Гуманитарий Юга России. – 2022. – Т. 11, № 3. – С. 53–64. – DOI 10.18522/2227-8656.2022.3.4. – EDN BPIMGJ.

5. Ильюшкин, В. В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии / В. В. Ильюшкин // European Research. – 2014. – № 1(1). – С. 83–88. – EDN TMDTIX.

6. Ильюшкин, В. В. Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга / В. В. Ильюшкин // European Science. – 2014. – № 1(1). – С. 31–36. – EDN TONYLD.

7. Ильюшкин, В. В. Специфика проявления автостереотипов, гетеростереотипов в процессах межкультурного общения и обучения / В. В. Ильюшкин // Проблемы педагогики. – 2015. – № 5(6). – С. 7–11. – EDN UAAUNV.

8. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман; Пер. с англ. Т. В. Барчуновой; Фонд «Обществ. мнение». – Москва: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2004. – 382 с. – ISBN 5-93947-016-5. – EDN OXCHMG.

9. Прохоров, Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев / Ю. Е. Прохоров. – 3-е издание, стереотипное. – Москва: УРСС, 2003. – 224 с. – ISBN 5-354-00453-5. – EDN QQQRYF.

10. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. – Москва: Академический проект, 2014. – 119 с. – ISBN 978-5-8291-1679-8. – EDN YSKGKV.

11. Цзинь, Ч. Содержание авто- и гетеростереотипов современных российских и китайских студентов / Ч. Цзинь, Е. Г. Доронина // Филологический класс. – 2022. – Т. 27, № 2. – С. 172–185. – DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-17. – EDN JGILQB.

12. Чвякин, В. А. Психологический контент социальных мониторингов / В. А. Чвякин // Оценка морально-политического и психологического состояния военнослужащих: методология и современные практики: Материалы Международной научно-практической конференции. – Москва, 2022. – С. 52–56.

13. Юшкова, Л. А. Анализ представлений современной российской молодежи о России / Л. А. Юшкова // Наука вчера, сегодня, завтра. – 2017. – № 4(38). – С. 41–45. – EDN XXYISN.

14. Яцевич, И. От пословиц до современных СМИ. Формирование идентичности народа посредством образования языковых стереотипов соседей / И. Яцевич // Дискурс. – 2019. – Т. 5, № 4. – С. 138–149. – DOI 10.32603/2412-8562-2019-5-4-138-149. – EDN ZHPWGQ.

15. Янчук, В. А. Социальная психология. Учебник для вузов / В. А. Янчук – Мн.: АПО, 2003. – 824 с. – ISBN 5-7367-0146-0. – DOI: 10.32603/2412-8562-2019-5-4-138-149.

16. Campbell, D. T. Stereotypes and the perception of group differences // Arner. PsychoL. 1967. V. 22. N 10. P. 817-829.
Статья

Поступила: 30.06.2023

Опубликована: 31.08.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Чвякин, В. А., Григорьев, Н. Ю., & Коноплин, Ю. С. (2023). Когнитивный смысл социальных стереотипов. Гуманитарий Юга России, 12(4), 94-103. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.5
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО