Дистанционный формат обучения: вопросы остаются
Научная статья
Для цитирования
Татаринцева Р. И. Дистанционный формат обучения: вопросы остаются // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 3. С. 106-121. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.3.9 EDN: PATJJF
Аннотация
Цель исследования. Актуальность и универсальность вопросов, требующих срочного решения в техническом, организационном и методическом аспектах, связанных с развитием технических средств дистанционного обучения и их возможностей. Подробно рассматриваются значительные недостатки применения традиционных аудиторных методов преподавания в условиях дистанционного обучения, особенно в контексте проверки и контроля промежуточных и итоговых результатов обучения.
Методологическая база исследования. Эмпирико-аналитическая статья основана на знании литературы вопроса и авторской дистанционной практике преподавания в условиях полной самоизоляции в 2020–2022 гг., поставившей ряд ключевых вопросов, требующих, учитывая перспективы дистанционных форматов обучения, неотложного профессионального решения.
Результаты исследования. В статье поставлены важные вопросы и предложены для обсуждения желательные варианты их решения и адаптации, сформулированы базовые условия внедрения дистанционного обучения, учитывая его текущие возможности.
Перспективы исследования проявляются в необходимости решения поставленных вопросов и снятия проблемы проверки и контроля промежуточных и итоговых результатов обучения в дистанционном формате.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, когнитивность, проблема оценки учебных результатов, проверочно-контрольные формы, коллоквиум, психологический синдром
Литература
Гебрейесус Т. А. Пандемия COVID-19. Глава ВОЗ выразил уверенность в завершении пандемии COVID-19 в 2023 году. – 14 марта 2023 г. – URL: https://tass.ru/obschestvo/17255281 (дата обращения: 02.05.2023).
Киндеркнехт А. С. Недостатки дистанционного обучения иностранному языку в экстремальных условиях самоизоляции / А. С. Киндеркнехт, К. В. Тулиева, М. У. Худайбердина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9, № 2. – EDN IGAJXF.
Кузьминова Н. А. Дистанционное обучение: за и против / Н. А. Кузьминова, Е. А. Николаева // Педагогика, психология, общество: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 июня 2020 года. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. – С. 23–26. – EDN OKFCJU.
Орлова Е. Р. Проблемы развития дистанционного обучения в России / Е. Р. Орлова, Е. Н. Кошкина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – Т. 9, № 23(212). – С. 12–20. – EDN QBYITV.
Рощин С. Дистант в вузе: как не потерять в качестве / С. Рощин // Российская газета. – 28 декабря. – 2020. – URL: https://rg.ru/2020/12/28/distant-v-vuze-kak-ne-poteriat-v-kachestve.html (дата обращения: 02.05.2023).
Саванкова Н. Не выпускайте «кракена»! / Н. Саванкова // Российская газета. – 14 января. – 2023. – URL: https://rg.ru/2022/07/26/ne-budite-krakena.html (дата обращения: 2.05.2023).
Савастьина А. А. Проблемы внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс / А. А. Савастьина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 19(374). – С. 178–181. – EDN VHLZSH.
Соловьева О. Половина российских преподавателей не готовы к удаленному обучению: Высшее и среднее образование вошло в кризисный режим трансформации / О. Соловьева // Независимая газета. – 7 апреля. – 2020. – URL: https://www.ng.ru/economics/2020-04-07/1_7837_education.html (дата обращения: 02.05.2023).
Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: Более 2000 единиц терминов и понятий лингводидактики и смежных гуманитарных дисциплин. Около 400 биографий деятелей педагогики, лингвистики, лексикографии / А. Н. Щукин. – Москва: Xранитель, 2007. – 747 с. – (Красные словари). – ISBN 5-17-040803-X. – EDN VOQVJG.
Киндеркнехт А. С. Недостатки дистанционного обучения иностранному языку в экстремальных условиях самоизоляции / А. С. Киндеркнехт, К. В. Тулиева, М. У. Худайбердина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9, № 2. – EDN IGAJXF.
Кузьминова Н. А. Дистанционное обучение: за и против / Н. А. Кузьминова, Е. А. Николаева // Педагогика, психология, общество: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 июня 2020 года. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. – С. 23–26. – EDN OKFCJU.
Орлова Е. Р. Проблемы развития дистанционного обучения в России / Е. Р. Орлова, Е. Н. Кошкина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – Т. 9, № 23(212). – С. 12–20. – EDN QBYITV.
Рощин С. Дистант в вузе: как не потерять в качестве / С. Рощин // Российская газета. – 28 декабря. – 2020. – URL: https://rg.ru/2020/12/28/distant-v-vuze-kak-ne-poteriat-v-kachestve.html (дата обращения: 02.05.2023).
Саванкова Н. Не выпускайте «кракена»! / Н. Саванкова // Российская газета. – 14 января. – 2023. – URL: https://rg.ru/2022/07/26/ne-budite-krakena.html (дата обращения: 2.05.2023).
Савастьина А. А. Проблемы внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс / А. А. Савастьина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 19(374). – С. 178–181. – EDN VHLZSH.
Соловьева О. Половина российских преподавателей не готовы к удаленному обучению: Высшее и среднее образование вошло в кризисный режим трансформации / О. Соловьева // Независимая газета. – 7 апреля. – 2020. – URL: https://www.ng.ru/economics/2020-04-07/1_7837_education.html (дата обращения: 02.05.2023).
Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: Более 2000 единиц терминов и понятий лингводидактики и смежных гуманитарных дисциплин. Около 400 биографий деятелей педагогики, лингвистики, лексикографии / А. Н. Щукин. – Москва: Xранитель, 2007. – 747 с. – (Красные словари). – ISBN 5-17-040803-X. – EDN VOQVJG.
Статья
Поступила: 11.05.2023
Опубликована: 27.06.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Татаринцева, Р. И. (2023). Дистанционный формат обучения: вопросы остаются. Гуманитарий Юга России, 12(3), 106-121. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.3.9
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ