Репрезентация этнических групп мигрантов в интернет-изданиях Ростовской области: потенциал влияния на их интеграцию в принимающее сообщество

Научная статья
  • Вадим Геннадьевич Пантелеев Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия pwg92@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8909-5744
    Elibrary Author_id 813954
    ResearchID V-8186-2018
  • Илья Васильевич Печкуров Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия i.pechkurov@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4551-6062
    Elibrary Author_id 911507
    ResearchID AFR-0940-2022
  • Галина Игоревна Чикарова Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета; Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия galia201292@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7499-5472
    Elibrary Author_id 947628
    ResearchID H-7656-2018
Для цитирования
Пантелеев В. Г., Печкуров И. В., Чикарова Г. И. Репрезентация этнических групп мигрантов в интернет-изданиях Ростовской области: потенциал влияния на их интеграцию в принимающее сообщество // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 2. С. 41-54. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.2.3 EDN: CDYDRH

Аннотация

Цель исследования: выявить влияние репрезентации в региональных СМИ Ростовской области этнических групп мигрантов на их интеграцию в принимающее сообщество. Методологическую базу исследования составили критерии, заложенные на «входе» контент-анализа публикаций в СМИ. Определен период массива сообщений, из которого проводился отбор. Очерчен круг региональных интернет-изданий Ростовской области, два из которых являются представительствами федеральных СМИ, а два других исключительно региональные. Критерий отбора применялся как словоупотребительный (мигрант и производные), так и контекстуальный (из содержания сообщения ясно, что речь идет о мигрантах). Каждому сообщению присваивался маркер, характеризующий его с точки зрения упоминания этнической принадлежности мигрантов либо страны происхождения. Доля представленности в сообщениях той или иной этнической группы является маркером возможности формирования образа. Распределение сообщений в течение периода отбора характеризует устойчивость либо событийность репрезентации той или иной группы мигрантов. Вместе эти критерии характеризуют саму степень интеграционного потенциала репрезентации этнических групп мигрантов. Результаты исследования. Выявлено, что наибольшим интегрирующим потенциалом обладают сообщения, в которых фигурируют мигранты из Украины, ДНР и ЛНР. Упоминания других групп мигрантов являются эпизодическими и носят событийный характер. Однако такой же событийный характер носят и сообщения о мигрантах из Украины, ДНР и ЛНР: подавляющее большинство подобных сообщений приходится на первый квартал 2022 года. В целом можно отметить, что репрезентации этнических групп мигрантов в СМИ Ростовской области обладают низким уровнем интеграционного потенциала рассмотренных этнических групп в местное сообщество. Перспективы исследования. Результаты можно использовать при исследовании репрезентации различных групп мигрантов в региональных СМИ.
Ключевые слова:
мигранты, этнические группы, СМИ, репрезентация, образ, интеграция, Ростовская область

Биографии авторов

Вадим Геннадьевич Пантелеев, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия
младший научный сотрудник
Илья Васильевич Печкуров, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
Галина Игоревна Чикарова, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета; Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, ассистент кафедры конфликтологии и национальной безопасности, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, ученый секретарь Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Литература

Ачкасов В. А. Интеграция трудовых мигрантов в принимающее сообщество: роль СМИ / В. А. Ачкасов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2011. – Т. 7. – № 4. – С. 41–51. – EDN ONIEKF.

Базина Е. С. Тема миграции и мигрантов в российских СМИ: образ «чужого» и проблема информационной объективности / Е. С. Базина // Бизнес. Общество. Власть. – 2015. – № 23. – С. 24–36. – EDN UHGDOJ.

Бедрик А. В. Конфликтогенный потенциал СМИ в процессах адаптации этнических мигрантов / А. В. Бедрик // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 3(4). – С. 164–166. – EDN UZGZET.

Бауэр Е. С. СМИ как инструмент культурной адаптации мигрантов: постановка проблемы / Е. С. Бауэр // Успехи гуманитарных наук. – 2022. – № 11. – С. 13–18. – EDN XDHORM.

Варганова О. Ф. Отражение проблемы межэтнического взаимодействия мигрантов и местного населения в СМИ в Республике Башкортостан / О. Ф. Варганова // Вестник ВЭГУ. – 2015. – № 3(77). – С. 182–188. – EDN TWFAZD.

Волков Ю. Г. Значение социальной справедливости в повседневной жизни мигрантов в современном российском обществе / Ю. Г. Волков, Д. А. Мамина // Гуманитарий Юга России. – 2021. – Т. 10. – № 2. – С. 114–129. – DOI 10.18522/2227-8656.2021.2.10. – EDN LOHAYU.

Вьюжанина Е. А. Образ мигранта из Таджикистана в российских масс-медиа / Е. А. Вьюжанина // Дневник Алтайской школы политических исследований. – 2014. – № 30. – С. 165–169. – EDN TAAJIX.

Каряпкина Ю. Д. Образ мигранта и этническая идеология в контексте отечественных и зарубежных средств массовой информации / Ю. Д. Каряпкина // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2016. – № 15-2. – С. 93–98. – EDN WWSTHL.

Комарова Е. В. Образ мигранта в медиадискурсе: традиционные СМИ и новые медиа * Е. В. Каряпкина // Филология и культура. – 2019. – № 4(58). – С. 52–60. – DOI 10.26907/2074-0239-2019-58-4-52-60. – EDN DTUCJX.

Майборода Э. Т. Анализ тенденций освещения средствами массовой информации этнического, социального, культурного разнообразия: опыт четырех регионов РФ / Э. Т. Майборода // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014. – № 5(44). – С. 228–231. – EDN TCSJZV.

Сосновская А. М. Дискурс миграции: репрезентация мигрантов в СМИ Санкт-Петербурга / А. М. Сосновская, В. Н. Киселев // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. – 2018. – № 3(12). – С. 101–106. – EDN XZTGAX.

Фадеев П. В. Медиа как фактор формирования отношения к мигрантам / П. В. Фадеев // Вестник Института социологии. – 2015. – № 4(15). – С. 108–128. – EDN VDKFYL.

Цзяцзинь О. Образ китайского мигранта в российских СМИ / О. Цзяцзинь // Век информации (сетевое издание). – 2018. – Т. 2. – № 1(2). – С. 166–201. – EDN YPQFST.
Статья

Поступила: 12.02.2023

Опубликована: 25.04.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Пантелеев, В. Г., Печкуров, И. В., & Чикарова, Г. И. (2023). Репрезентация этнических групп мигрантов в интернет-изданиях Ростовской области: потенциал влияния на их интеграцию в принимающее сообщество. Гуманитарий Юга России, 12(2), 41-54. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.2.3
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ