Конфликты в диаде «учитель – ученик» в школах (на примере города Нальчика)
Научная статья
Для цитирования
Дюжиков С. А., Кацибаев А. А. Конфликты в диаде «учитель – ученик» в школах (на примере города Нальчика) // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 2. С. 28-40. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.2.2 EDN: BTNLEO
Аннотация
Цель исследования. Изучение конфликтов в школах, возникающих между учителями и учениками, поиск решений по снижению их эскалации.
Методологическую базу составляет системный подход, опирающийся на идеи и теоретические разработки междисциплинарных социально-гуманитарных исследований и системного анализа, результаты авторских социологических исследований, документы и материалы.
Результаты исследования. В данной статье анализируются различные способы урегулирования конфликтов между учителем и учеником, даются авторские оценки и выводы.
Перспективы исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при преподавании курса по конфликтологии и педагогике, а также применяться практиками в образовательной системе. Исследование может дополняться за счет использования новых источников для анализа.
Ключевые слова:
конфликт, конфликторазрешение, педагогический конфликт, переговоры, управление конфликтами, посредничество, взаимные уступки, разрешение споров, диалог построения отношений, стол переговоров, конфликт ценностей, успех переговоров, ценностные ориентиры
Литература
Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. – Москва: Педагогика, 1982. – 287 с.
Елсукова Е. К. Н. И. Пирогов как основатель педагогической конфликтологии в России / Е. К. Елсукова // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2016. – Т. 2. – № 4(15). – С. 65–67. – EDN XHUCPH.
Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер; Пер. с англ. яз. О. Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. – Москва: Идея-пресс : Дом интеллектуал. кн., 2000. – 205 с. – ISBN 5-7333-0015-9.
Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития / Е. В. Фролова, Т. М. Рябова, О. В. Рогач, А. В. Зуйкина // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3(39). – С. 227–239. – DOI 10.32744/pse.2019.3.17. – EDN XQLCAW.
Селиванова Е. А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов / Е. А. Селиванова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 3(5). – С. 34–39. – EDN UJDYKN.
Чернова Г. Р. Педагогический конфликт: специфика и способы управления / Г. Р. Чернова // Царскосельские чтения. – 2010. – № 15. – Т. 3. – С. 343–346.
Елсукова Е. К. Н. И. Пирогов как основатель педагогической конфликтологии в России / Е. К. Елсукова // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2016. – Т. 2. – № 4(15). – С. 65–67. – EDN XHUCPH.
Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер; Пер. с англ. яз. О. Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. – Москва: Идея-пресс : Дом интеллектуал. кн., 2000. – 205 с. – ISBN 5-7333-0015-9.
Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития / Е. В. Фролова, Т. М. Рябова, О. В. Рогач, А. В. Зуйкина // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3(39). – С. 227–239. – DOI 10.32744/pse.2019.3.17. – EDN XQLCAW.
Селиванова Е. А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов / Е. А. Селиванова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 3(5). – С. 34–39. – EDN UJDYKN.
Чернова Г. Р. Педагогический конфликт: специфика и способы управления / Г. Р. Чернова // Царскосельские чтения. – 2010. – № 15. – Т. 3. – С. 343–346.
Статья
Поступила: 10.02.2023
Опубликована: 25.04.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Дюжиков, С. А., & Кацибаев, А. А. (2023). Конфликты в диаде «учитель – ученик» в школах (на примере города Нальчика). Гуманитарий Юга России, 12(2), 28-40. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.2.2
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ