Изменяющаяся ценность высшего образования: сравнительный анализ Беларуси, России, Китая

Научная статья
  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь larisa166@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5729-1430
    Elibrary Author_id 125898
Для цитирования
Титаренко Л. Г. Изменяющаяся ценность высшего образования: сравнительный анализ Беларуси, России, Китая // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 1. С. 124-141. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.1.10 EDN: ICXZBS

Аннотация

Цель исследования − выявить изменения представлений о ценности высшего образования в массовом сознании молодых белорусов, россиян и китайцев, а также уточнить реальные возможности его получения в каждой из этих стран с учетом социального расслоения населения и других факторов. В статье показано, как в последнее десятилетие изменилось отношение молодежи к получению высшего образования в выбранных странах и какие факторы в этих странах обусловили данные изменения. Выявлены тренды дифференцированного отношения к получению высшего образования среди молодежи, представляющей разные социальные слои населения.   Методологическая база. Статья исходит из принципа социальной справедливости в его приложении к проблеме оценки возможностей разных групп молодежи получить равный доступ к высшему образованию. Социальная справедливость является одной из терминальных ценностей для населения постсоветских Беларуси и России, поскольку в Советском Союзе культивировалась идея социального равенства и обеспечения равного доступа к высшему образованию независимо от уровня дохода разных социальных групп. Ценность равного доступа к высшему образованию сохраняется в массовом сознании и сегодня. Однако по мере развития рыночной экономики в этих странах растет стоимость платного получения высшего образования, которое в нынешних сложных социально-экономических условиях делает его недостижимым для молодежи из малообеспеченных слоев населения и вынуждает эту молодежь искать иные стратегии успешного выхода на рынок труда. В Китае высокая конкуренция при поступлении на программы второй ступени высшего образования делает его недостижимым для большого количества молодежи, имеющей недостаточно высокие показатели в учебе, даже при наличии материальных возможностей для поступления на платное обучение. Этот фактор обусловил мобильность китайской молодежи в Россию и Беларусь для получения магистерского диплома, необходимого в будущем для трудоустройства. В качестве эмпирической основы исследования взяты статистические данные об изменении числа студентов в системе высшего образования в России и Беларуси, среднего профессионального образования в России, а также доступные статистические данные по высшему образованию в Китае. Для углубленного изучения мнений китайской молодежи, приехавшей в Беларусь, использованы данные социологических опросов китайских студентов, обучавшихся на магистерских программах, в которых выяснялись причины, побудившие приехать на обучение в Беларусь, личные мотивы в учебе, ожидания от получаемого образования в аспекте будущего трудоустройства и повышения социального статуса. Аналогичные вопросы выяснялись в национальном опросе белорусского студенчества, проведенного в 2022 г. (n = 2666). Результаты исследования. В статье с позиций сохраняющейся ценностной ориентации постсоветского российского и белорусского общества на равенство доступа молодежи к высшему образованию как терминальной ценности показано, что, во-первых, проблема социального неравенств в высшем образовании актуальна для обеих стран, но проявляется по-разному. В России молодежь c недостаточными финансовыми ресурсами начала переориентацию с высшего на среднее профессиональное образование; в Беларуси молодежь ограничивается бакалавриатом, не считая дальнейшее продолжение обучения практически ценным для выхода на рынок труда. В свою очередь, китайская молодежь, не имеющая возможности реализовать потребность в получении образования второй ступени дома, едет за рубеж, так как только высокий уровень образования гарантирует им трудоустройство и социальный статус в своей стране. Во-вторых, выявлена взаимосвязь между вопросами о доступе к высшему образованию, о доходах населения и о последующем доступе молодежи к рынку труда. При недостатке доходов малоресурсные группы предпочитают ориентацию на среднее профессиональное образование либо на бакалавриат, которые гарантируют молодежи более быстрый выход на рынок труда и обретение финансовой самостоятельности. Ресурсные китайские молодые люди готовы инвестировать в получение магистерской степени за рубежом, ибо без нее они могут вообще не найти работы в Китае. В-третьих, современная практика показывает, что, несмотря на стереотипные высокие оценки высшего образования молодежью, в конкретной жизненной ситуации она во всех трех странах ориентирована в отношении получения образования инструментально. Перспективы исследования связаны с дальнейшим анализом динамики установок молодежи на получение образования разного уровня в контексте изменения доходов населения и стратегиями выхода на рынок труда. По мнению автора, управленческим структурам необходимо отслеживать динамику изменения отношения молодежи к высшему образованию, поскольку высокообразованные кадры являются драйвером развития любого общества. Социальное недовольство молодежной когорты представляет опасность для политической устойчивости общества.
Ключевые слова:
высшее образование, среднее профессиональное образование, Беларусь, Россия, Китай, установки молодежи на образование, социальная справедливость в сфере образования, терминальные и инструментальные ценности молодежи в сфере образования, выход на рынок труда

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
Доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии,

Литература

1. Бессуднов А. Р. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании / А. Р. Бессуднов, Д. Ю. Куракин, В. М. Малик // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 83–109. – DOI 10.17323/1814-9545-2017-3-83-109. – EDN ZHRDRF.

2. Брифинг о тенденциях обучения за рубежом на 2019–2020 годы // URL: https://www.163.com/dy/article/ FLUQDK9P0514A1HE.html (дата обращения: 27.01.2023).

3. Вишневский А. Г. Демографический переход и проблема демографического саморегулирования. Ответ А. Б. Синельникову / А. Г. Вишневский // Социологический журнал. – 2019. – Т. 25. – № 4. – С. 93–104. – DOI 10.19181/socjour.2019.25.4.6820. – EDN ZTXAYA.

4. Гао Шугуо. Эпоха пост-всеобщего образования –национальная стратегия общества знаний / Ш. Гао. – Пекин: Издательство высшего образования, 2007. – С. 54–74.

5. Горшков М. К. Социальная справедливость в массовом восприятии и ценностных ориентациях россиян / М. К. Горшков // Гуманитарий Юга России. – 2022. – Т. 11. – № 6. – С. 32–47. – DOI 10.18522/2227-8656.2022.6.1. – EDN BZZAGS.

6. Зеркало. Неравенство в Китае. Что известно о неравенстве в крупнейшей экономике мира // доклады Альберта Пака и Михаила Коростикова на конференции Russian Economic Challenge. – 2018. – URL: https://www.rusmirror.ru/post/06112018 (дата обращения: 23.12.2022).

7. Информационный портал города Гродно. Заработок, образование, здоровье… Что говорит о жителях Беларуси гендерная статистика? – 24.08.2021. – URL: https://newgrodno.by/society/gender-statistika (дата обращения: 24.01.2023).

8. Константиновский Д. Л. Среднее vs высшее / Д. Л. Константиновский, Е. С. Попова // Мир России. Социология. Этнология. – 2020. – Т. 29. – № 2. – С. 6–26. – DOI 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26. – EDN MTXBUV.

9. Лашук И. В. Ценностная трансформация современного белорусского общества (по результатам социологических исследований) / И. В. Лашук // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2021. – № 1. – С. 90–99. – DOI 10.33581/2521-6821-2021-1-90-99. – EDN MOKIHX.

10. Малиновский С. С. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России / C. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова // Социологический журнал. – 2022. – Т. 28. – № 3. – С. 8–37. – DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9149. –EDN AQUFFI.

11. Мальцева В. А. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России / В. А. Мальцева, А. И. Шабалин // Вопросы образования. – 2021. – № 2. – С. 10-42. – DOI 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42. – EDN VFPICX.

12. Наривончик Д. Беларусь продолжает терять население: минус 94 тысяч за 2021 год // Экономическая газета. – Вып. 24 (2521). – 1 апреля 2022. – URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/chislennost-naselenija-belarusi-sokrashhaetsja-minus-94-tysyach-za-2021-god (дата обращения: 10.06.2022).

13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Белстат) // Беларусь в цифрах. Статист. сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – 29 апреля 2021. – 71 с.

14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Образование в Республике Беларусь. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021. – С. 40. – ISBN 978-985-7241-41-5.

15. Общество неравных возможностей: социальная структура современной России / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева, В. А. Аникин [и др.]. – Москва: ООО «Издательство “Весь Мир”», 2022. – 422 с. – ISBN 978-5-7777-0873-1. – DOI 10.55604/9785777708731. – EDN XJGBFE.

16. Office Life. Правительство Беларуси утвердило концепцию развития образования: основные тезисы – 2 декабря 2021. – URL: https://news.mail.ru/politics/49039384/?frommail=1 (дата обращения: 05.12.2022).

17. QS World University Rankings. Рейтинг университетов мира в 2022 году: топ-100. – URL: https://allterra.ru/articles/189576 (дата обращения: 20.12.2022).

18. Пресс-центр Министерства образования // Беларусь – Китай: образование – фундамент для сотрудничества во всех сферах. – 26 июля 2022. – URL: https://edu.gov.by/by-be/news/belaruskitay-obrazovanie--fundament-dlya-sotrudnichestva-vo-vsekh-sferakh (дата обращения: 01.02.2023).

19. Российский статистический ежегодник. – М.: Стат. сб. / Росстат, 2021. – C. 186–486.

20. Социологический опрос иностранных студентов // Опрос иностранных граждан, обучающихся в БГУ в 2021/2022 учебном году. – 11 августа 2021. – Минск: БГУ.

21. Титаренко Л. Г. Ценностные ориентации населения и профессиональные стратегии на современном белорусском рынке труда / Л. Г. Титаренко // Петербургская социология сегодня. – 2015. – № 6. – С. 189–215. – EDN VHOGGF.

22. Трудоустройство молодежи: выбор в пользу СПО / Т. Л. Клячко, Е. М. Авраамова, Д. М. Логинов [и др.]. – Москва: ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, 2019. – 17 с. – EDN EEPMCQ.

23. Хавенсон Т. Е. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи / Т. Е. Хавенсон, Т. А. Чиркина // Журнал исследований социальной политики. – 2019. – Т. 17. – № 4. – С. 539–554. – DOI 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554. – EDN ZVTCLN.

24. Чжан Я. Влияние политического процесса на модернизацию системы высшего образования Китая / Я. Чжан // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 7. – С. 97–102. – EDN LNMCNQ.

25. Central government level. China Statistical Yearbook. – 16 november 2022. – URL: https://www.chinayearbooks.com/china-statistical-yearbook-2022.html#:~:text=China%20Statistical%20Yearbook%202022 %20is,levels%20of%20province%2Cautonomous%20region (дата обращения: 17.01.2023).

26. National Education Development Statistical Bulletin – 2021. – URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb (дата обращения: 26.12.2022).
Статья

Поступила: 28.01.2023

Опубликована: 17.02.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Титаренко, Л. Г. (2023). Изменяющаяся ценность высшего образования: сравнительный анализ Беларуси, России, Китая. Гуманитарий Юга России, 12(1), 124-141. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.1.10
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ