Феноменология герменевтической практики современного образования

Научная статья
  • Наталия Константиновна Карпова Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия karpova_nk@mail.ru
    Elibrary Author_id 339110
  • Владимир Иванович Мареев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия mareev@sfedu.ru
    Elibrary Author_id 185237
  • Нина Петровна Петрова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия nppetrova@sfedu.ru
    Elibrary Author_id 407539
Для цитирования
Карпова Н. К., Мареев В. И., Петрова Н. П. Феноменология герменевтической практики современного образования // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 1. С. 98-108. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.1.8 EDN: GEOUYZ

Аннотация

Цель исследования: рассмотреть феноменологию герменевтической практики педагогики и современного образования. Методологическую базу исследования составили фундаментальные положения философских основ герменевтики, идеи феноменологического подхода, представление о содержательных характеристиках познавательных процессов, а также сущности понимания в аспекте осмысления концепта «опыт», рассматриваемого фактором субъективизации педагогической реальности. Результаты исследования заключаются в конкретизации определения категории «жизненный мир» в контексте интерпретации; определении герменевтики и феноменологии формами дискурсивных практик в плане обращения к субъекту; осмыслении опыта, определяющего завершенность понимания формой знания; определении базовых идей реализации герменевтического подхода в современной образовательной практике; определении характеристик технологического аспекта феноменологической герменевтической практики; обосновании культурологических ориентиров герменевтической практики педагогики и современного образования метапринципами. Перспективы исследования связаны с разработкой и апробацией интегративного комплекса герменевтических технологий дивинации и опыта социальной реализации личности в бытие культуры.
Ключевые слова:
жизненный мир, познание и понимание в проекции концепта «опыт», дискурсивные практики, технологический аспект герменевтической практики, культурологические ориентиры герменевтической практики – метапринципы, технологии персонологической интерпретации, диалога и рефлексивного опыта

Биографии авторов

Наталия Константиновна Карпова, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, руководитель Объединенного центра инновационных образовательных научных исследований и производств
Владимир Иванович Мареев, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, советник ректора по развитию педагогического направления
Нина Петровна Петрова, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологии и профессионально-педагогического образования Академии психологии и педагогики

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: [сб. избр. тр.] / М.М. Бахтин [Прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. − Москва: Искусство, 1979. − 423 с. (Из истории советской эстетики и теории искусства).

2. Гуссерль Э. Собрание сочинений / Э. Гуссерль; пер. с нем. В. И. Молчанова; под общ. ред. В. И. Молчанова. − Москва: РИГ «Логос», 1994. − 162 с. − ISBN 5-7333-0487-1.

3. Гуссерль Э. Логические исследования / Э. Гуссерль; пер. с нем. В.И. Молчанова. − Москва: Акад. проект, 2011. Пролегомены к чистой логике. Т. 1 / пер. с нем. Э. А. Бернштейн; под ред. С. Л. Франка; новая ред. Р. А. Громова. − 2011. − 253 с. − ISBN 978-5-8291-1298-1.

4. Мунье Э. Манифест персонализма / Э. Мунье; [Пер. с фр. И. С. Вдовиной и В. М. Володина]. − Москва: Респ., 1999. − 558 с. (Мыслители XX века). − ISBN 5-250-02694-X.

5. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. – Санкт-Петербург: Ювента: Наука, 1999. − 605 с. − ISBN 5-02-026807-0.

6. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманит. наук: Пер. с фр. / М. Фуко; Вступ. статья канд. филос. наук Н. С. Автономовой, [с. 5–30]. − Москва: Прогресс, 1977. − 488 с.
Статья

Поступила: 23.12.2022

Опубликована: 17.02.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Карпова, Н. К., Мареев, В. И., & Петрова, Н. П. (2023). Феноменология герменевтической практики современного образования. Гуманитарий Юга России, 12(1), 98-108. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.1.8
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ