Творческая рецепция концепции Ж. Бодрийяра в постмодернистской картине мира Ч. Паланика: симулякры, посредничество, исчезающая реальность
Научная статья
Для цитирования
Ковтуненко И. В., Кудряшов И. А. Творческая рецепция концепции Ж. Бодрийяра в постмодернистской картине мира Ч. Паланика: симулякры, посредничество, исчезающая реальность // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 6. С. 241-254. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.14 EDN: EMXMSP
Аннотация
Цель исследования – доказать, что «Удушье» Ч. Паланика является ярким примером художественного произведения, в котором системно реализуются воззрения Ж. Бодрийяра, а сам роман можно интерпретировать как своеобразную авторскую реакцию на эти воззрения.
Методологическая база исследования. В основе методологии исследования лежат принципы герменевтического и междисциплинарного подхода к анализу авторской вымышленной действительности, правила философско-филологической компаративистики, метода экспликации авторских глубинных смыслов из наиболее существенных и значимых деталей психологического и речевого портрета персонажей. Использованы возможности информационно-семиотического подхода к интерпретации художественного текста в свете философии Ж. Бодрийяра.
Результаты исследования. В творческой концепции Ч. Паланика современный мир – это паразитический конструктор, вечно питающийся прошлым и одновременно порождающий новые слои бессмысленности. «Пустые» социумы не балансируют на грани хаотического краха, наоборот, коллапс, энтропийная рука являются стимулом для радикальных изменений в культуре. Через болезненную борьбу с самим собой и обществом герои, воспроизводимые Ч. Палаником, освобождаются от ограничений, накладываемых симуляцией. Культурная и индивидуально-личностная дезинтеграция открывает мир возможностей для реструктуризации, и именно эта потенциальная реструктуризация становится предметом авторского осмысления в романе «Удушье».
Перспективы исследования. В романе «Удушье» Ч. Паланик предлагает как диагностику симуляции, так и действенный механизм избавления от ее разрушительных последствий. Для Ч. Паланика – как, собственно говоря, предполагал Ж. Бодрийяр – знаки и образы полностью лишены смыслового содержания. Исследуемый роман изобилует словесными иллюстрациями отсутствующих и опосредованных референтов, особенно в сфере идентичности личности. Личности большинства персонажей в значительной степени оказываются необоснованными конструкциями. В этой связи перспективным оказывается детализация философского содержания целостной персонажной зоны романа с учетом концепций иных постструктуралистов.
Ключевые слова:
постструктурализм, постмодернизм, пустой знак, означаемое, означающее, симуляция, гиперреальность
Литература
1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. – Москва: Рипол Классик, 2017. – 240 с.
2. Чемезова Е. Р. «Токсичная» американская литература / Е. Р. Чемезова // Litera. – 2021. – № 10. – С. 97–103. – DOI 10.25136/2409-8698.2021.10.36271. – EDN AQNHJY.
3. de Chavez J. The political subject is a lover not a fighter: reading Chuck Palahniuk’s Fight Club as a love story / J. de Chavez // ANQ: A Quarterly Journal of Short Article, Notes and Reviews. – 2018. – T. 31. – № 2. – P. 123–131. – DOI 10.1080/0895769X.2017.1369863.
4. Fuentes C. F. Chuck Palahniuk’s Fight Club under a different lens: pressures on the male body in community and the question of masculinity / C. F. Fuentes // Odisea. Revista de Estudios Ingleses. – 2018. – № 19. – P. 53–72. – DOI 10.25115/odisea.v0i19.2008.
5. Jaima A. R. Literature is philosophy: on the literary methodological considerations that would improve the practice and culture of philosophy / A. R. Jaima // The Pluralist. – 2019. – 14 (2). – P. 13–29. – DOI 10.5406/pluralist.14.2.0013.
6. Keesey D. Understanding Chuck Palahniuk / D. Keesey. – Columbia: University of South Carolina Press, 2016. – 274 p. – DOI 10.2307/j.ctv6sj8cj.
7. Kudryashov I. A. The author’s manipulation of the space and time categories as a factor in reader’s identifying with the character’s image / I. A. Kudryashov, А. Yu. Turanova // Russian Linguistic Bulletin. – 2021. – № 2(26). – P. 151–156. – DOI 10.18454/RULB.2021.26.2.4.
8. Lizardo O. Fight Club, or the cultural contradictions of late capitalism / O. Lizardo // Journal for Cultural Research. – 2007. – № 11(3). – P. 221–243. – DOI 10.1080/14797580701763830.
9. Mohammed Hasan A. D. Transition and transgression of identity in Chuck Palahniuk’s Survivor / A. D. Mohammed Hasan // Sino-US English Teaching. – 2018. – № 15. – T. 1. – P. 38–43. – DOI 10.17265/1539-8072/2018.01.006.
10. Mohd Said N. A. Order in disorder: exploring chaos theory in the narrative structure of Chuck Palahniuk’s Fight Club / N. A. Mohd Said A. A. Termizi // 3L The Southeast Asian Journal of English Language Studies. – 2020. – № 26(2). – P. 37–49. – DOI 10.17576/3L-2020-2602-03.
11. Palahniuk Ch. Choke / Ch. Palahniuk. – N Y.: Anchor Books, 2010. – 138 p.
12. Shahriari H. A Thematic analysis of Palahniuk’s fiction in light of epicureanism / H. Shahriari, G. A. Toosi // K@ta. – 2017. – T. 19. – № 1. – P. 273-291. – DOI 10.9744/kata.19.1.25-31.
2. Чемезова Е. Р. «Токсичная» американская литература / Е. Р. Чемезова // Litera. – 2021. – № 10. – С. 97–103. – DOI 10.25136/2409-8698.2021.10.36271. – EDN AQNHJY.
3. de Chavez J. The political subject is a lover not a fighter: reading Chuck Palahniuk’s Fight Club as a love story / J. de Chavez // ANQ: A Quarterly Journal of Short Article, Notes and Reviews. – 2018. – T. 31. – № 2. – P. 123–131. – DOI 10.1080/0895769X.2017.1369863.
4. Fuentes C. F. Chuck Palahniuk’s Fight Club under a different lens: pressures on the male body in community and the question of masculinity / C. F. Fuentes // Odisea. Revista de Estudios Ingleses. – 2018. – № 19. – P. 53–72. – DOI 10.25115/odisea.v0i19.2008.
5. Jaima A. R. Literature is philosophy: on the literary methodological considerations that would improve the practice and culture of philosophy / A. R. Jaima // The Pluralist. – 2019. – 14 (2). – P. 13–29. – DOI 10.5406/pluralist.14.2.0013.
6. Keesey D. Understanding Chuck Palahniuk / D. Keesey. – Columbia: University of South Carolina Press, 2016. – 274 p. – DOI 10.2307/j.ctv6sj8cj.
7. Kudryashov I. A. The author’s manipulation of the space and time categories as a factor in reader’s identifying with the character’s image / I. A. Kudryashov, А. Yu. Turanova // Russian Linguistic Bulletin. – 2021. – № 2(26). – P. 151–156. – DOI 10.18454/RULB.2021.26.2.4.
8. Lizardo O. Fight Club, or the cultural contradictions of late capitalism / O. Lizardo // Journal for Cultural Research. – 2007. – № 11(3). – P. 221–243. – DOI 10.1080/14797580701763830.
9. Mohammed Hasan A. D. Transition and transgression of identity in Chuck Palahniuk’s Survivor / A. D. Mohammed Hasan // Sino-US English Teaching. – 2018. – № 15. – T. 1. – P. 38–43. – DOI 10.17265/1539-8072/2018.01.006.
10. Mohd Said N. A. Order in disorder: exploring chaos theory in the narrative structure of Chuck Palahniuk’s Fight Club / N. A. Mohd Said A. A. Termizi // 3L The Southeast Asian Journal of English Language Studies. – 2020. – № 26(2). – P. 37–49. – DOI 10.17576/3L-2020-2602-03.
11. Palahniuk Ch. Choke / Ch. Palahniuk. – N Y.: Anchor Books, 2010. – 138 p.
12. Shahriari H. A Thematic analysis of Palahniuk’s fiction in light of epicureanism / H. Shahriari, G. A. Toosi // K@ta. – 2017. – T. 19. – № 1. – P. 273-291. – DOI 10.9744/kata.19.1.25-31.
Статья
Поступила: 10.10.2022
Опубликована: 25.12.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Ковтуненко, И. В., & Кудряшов, И. А. (2022). Творческая рецепция концепции Ж. Бодрийяра в постмодернистской картине мира Ч. Паланика: симулякры, посредничество, исчезающая реальность. Гуманитарий Юга России, 11(6), 241-254. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.14
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ