Трансформация общественно-политической коммуникации в условиях цифровизации общества
Научная статья
Для цитирования
Шевченко Л. В. Трансформация общественно-политической коммуникации в условиях цифровизации общества // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 6. С. 191-200. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.11 EDN: DKAJFW
Аннотация
Цель исследования заключается в анализе трансформации общественно-политической коммуникации в условиях развития цифрового общества.
Методологическую базу исследования составляют теория «сетевого общества» Б. Веллмана, М. Кастельса; концепция медиатизации социальной реальности Н. Коулдри, А. Хеппа; теория «общества платформ» Т. Гиллеспи, Й. ван Дейка; концепция электронной демократии И. Масуды, Л. Гроссмана и др.
Результаты исследования. В статье осуществляется анализ тенденций, связанных с цифровизации общественной жизни и их влияния на трансформацию общественно-политической коммуникации. Констатируется амбивалентный характер цифровизации социума: с одной стороны – повышение уровня политической информированности членов общества, возникновение платформ для осуществления диалога общества и власти посредством создания обратной связи, актуализация гражданской активности; с другой стороны – невероятный объем информации, носящей бессистемный и несоответствующий действительности характер, затрудняющей её понимание и формирующее, в конечном итоге, недоверие к ней как таковой. Последнее способствует развитию следующих негативных тенденций: социальной апатии, гражданской пассивности, аполитичности.
Перспективы исследования. Проблема влияние цифровизации на форматы общественно-политической коммуникации представляет научный и практический интерес в связи с необходимостью понимания как перспектив, так и рисков применения цифровых технологий в организации общественно-политической коммуникации.
Ключевые слова:
цифровизация общества, общественно-политическая коммуникация, гражданская культура, цифровые платформы, цифровизация политической сферы, электронная демократия
Литература
1. Абрамова Д. С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – № 1. – URL: https: // human.snauka.ru/2013/01/2145 (дата обращения: 17.08.2022).
2. Балашов А. Н. Интернет-технологии как фактор развития политической активности граждан: тренды и противоречия / А. Н. Балашов, М. А. Бочанов // PolitBook. – 2017. – № 2. – С. 22–34. – EDN ZHEGGL.
3. Горбунова Ю. И. Информационная инфраструктура: современная сущность, подотрасли ее составляющие / Ю. И. Горбунова, О. Н. Горбунова // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 2(60). – С. 14–21. – EDN RZLEGV.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Мануэль Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. – Москва, 2000. – 606 c. – ISBN 5-7598-0069-8
5. Мухаметов Д. Р. Политические партии в цифровой реальности. Партии сетевого контроля и сетевой координации / Д. Р. Мухаметов // Обозреватель. – 2021. – № 2(373). – С. 59–70. – DOI 10.48137/2074-2975_2021_2_59. – EDN NOGLVO.
6. Юдина Т. Н. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии / Т. Н. Юдина, И. М. Тушканов // Философия хозяйства. – 2017. – № 1(109). – С. 193–200. – EDN YQGDCX.
7. Barber B. Strong Democracy: Participatory Politics for a New Age. – San Francisco: University of California Press, 1984. – 320 p.
8. Couldry N. The Mediated Construction of Reality / N. Couldry, A. Hepp. – Cambridge: Polity Press, 2016. – 256 p.
9. Etzioni A. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities and the Communitarian Agenda. – N. Y.: Crown, 1993. – 232 p.
10. Gillespie T. Custodians of the Internet. Platforms, content moderation, and the hidden decisions that shape social media. – Yale University Press: New Haven, CT, 2018. – 304 p.
11. Grossman L. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. – N. Y.: The Viking Press, 1995. – 290 p.
12. Kenney M. The rise of the platform economy / M. Kenney, J. Zysman // Issues in Science and Technology. – 2016. – № 32 (3). – P. 61–69.
13. Masuda I. The Information Society as Post-Industrial Society. – Washington: World Future Society, 1981. – 171 p.
14. Plantin J.-Chr. Review essay: how platforms shape public values and public discourse // Media, Culture and Society. – 2019. – Vol. 41. – P. 252–257.
15. Van Dijck J. The Platform Society: public values in a Connective World / J. Van Dijck, Th. Poell, M. De Waal. – New York: Oxford University Press, 2018. – 226 p.
16. Wellman B. et al. The Social Affordances of the Internet for Networked Individualism // Journal of computer mediated communication (JCMC). – 2003. – Vol. 8. – № 3. – URL: http://jcmc.indiana.edu/index.html (дата обращения: 18.09.2022).
2. Балашов А. Н. Интернет-технологии как фактор развития политической активности граждан: тренды и противоречия / А. Н. Балашов, М. А. Бочанов // PolitBook. – 2017. – № 2. – С. 22–34. – EDN ZHEGGL.
3. Горбунова Ю. И. Информационная инфраструктура: современная сущность, подотрасли ее составляющие / Ю. И. Горбунова, О. Н. Горбунова // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 2(60). – С. 14–21. – EDN RZLEGV.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Мануэль Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. – Москва, 2000. – 606 c. – ISBN 5-7598-0069-8
5. Мухаметов Д. Р. Политические партии в цифровой реальности. Партии сетевого контроля и сетевой координации / Д. Р. Мухаметов // Обозреватель. – 2021. – № 2(373). – С. 59–70. – DOI 10.48137/2074-2975_2021_2_59. – EDN NOGLVO.
6. Юдина Т. Н. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии / Т. Н. Юдина, И. М. Тушканов // Философия хозяйства. – 2017. – № 1(109). – С. 193–200. – EDN YQGDCX.
7. Barber B. Strong Democracy: Participatory Politics for a New Age. – San Francisco: University of California Press, 1984. – 320 p.
8. Couldry N. The Mediated Construction of Reality / N. Couldry, A. Hepp. – Cambridge: Polity Press, 2016. – 256 p.
9. Etzioni A. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities and the Communitarian Agenda. – N. Y.: Crown, 1993. – 232 p.
10. Gillespie T. Custodians of the Internet. Platforms, content moderation, and the hidden decisions that shape social media. – Yale University Press: New Haven, CT, 2018. – 304 p.
11. Grossman L. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. – N. Y.: The Viking Press, 1995. – 290 p.
12. Kenney M. The rise of the platform economy / M. Kenney, J. Zysman // Issues in Science and Technology. – 2016. – № 32 (3). – P. 61–69.
13. Masuda I. The Information Society as Post-Industrial Society. – Washington: World Future Society, 1981. – 171 p.
14. Plantin J.-Chr. Review essay: how platforms shape public values and public discourse // Media, Culture and Society. – 2019. – Vol. 41. – P. 252–257.
15. Van Dijck J. The Platform Society: public values in a Connective World / J. Van Dijck, Th. Poell, M. De Waal. – New York: Oxford University Press, 2018. – 226 p.
16. Wellman B. et al. The Social Affordances of the Internet for Networked Individualism // Journal of computer mediated communication (JCMC). – 2003. – Vol. 8. – № 3. – URL: http://jcmc.indiana.edu/index.html (дата обращения: 18.09.2022).
Статья
Поступила: 29.09.2022
Опубликована: 25.12.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Шевченко, Л. В. (2022). Трансформация общественно-политической коммуникации в условиях цифровизации общества. Гуманитарий Юга России, 11(6), 191-200. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.11
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО