Воспроизводство научных кадров на Дальнем Востоке
Научная статья
Для цитирования
Шапиева А. В. Воспроизводство научных кадров на Дальнем Востоке // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 6. С. 161-179. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.9 EDN: DGZFXY
Аннотация
Цель исследования проанализировать состояние системы воспроизводства научных кадров образовательных организаций высшего образования Дальневосточного федерального округа, как части комплексного исследования кадрового потенциала сферы науки, с целью дальнейшей выработки эффективных механизмов воспроизводства научных кадров Дальнего Востока.
Методологическая база исследования представлена нормативно-правовыми актами (федерального, регионального, локального значения); материалами отчетов о научной деятельности вузов Дальневосточного федерального округа за период 2018–2021 гг., статистическими сведениями, в т.ч. представленных вузами ДФО (отчет статистического наблюдения«2-наука. Сведения о выполнении научных исследований и разработок» за период 2018–2020 гг.); материалами мониторинга образовательных организаций высшего образования за 2020–2021 гг., а также локальными документами 45 вузов Дальнего Востока (по запросу авторов) и открытой информацией на официальных сайтах вузов.
Результаты исследования показали выраженный кадровый дефицит молодых ученых на территории Дальнего Востока, негативный характер воспроизводства научных кадров и слабую эффективность действующих механизмов подготовки высококвалифицированных кадров высшей школы ДФО и ее научного сектора.
В свете обозначенных проблем и дефицитов, автор приходит к выводу, что для системы высшего образования Дальнего Востока требуется выработка особого подхода к воспроизводству кадров высшей квалификации из числа перспективных сотрудников, для их эффективного, опережающего развития, реализации конкурентоспособных проектов и развития науки на Дальнем Востоке.
Перспективы исследования. Настоящие результаты представляют часть комплексного исследования кадрового потенциала сферы науки и инноваций как ключевого компонента научно-технологического развития страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Результаты исследования станут основой для выработки новых и трансформации существующих механизмов воспроизводства научных кадров, адаптированных к территориальным условиям Дальнего Востока, и концептуального подхода к воспроизводству кадрового потенциала сферы науки, содержащего базовые принципы кадрового формирования, развития и использования, а также приоритеты кадровой политики восточных территорий РФ в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова:
кадры высшей квалификации, Дальний Восток, научные кадры, механизмы воспроизводства кадров, вузы ДФО, эффективность подготовки кадров
Литература
1. Абросимова Е. Е. Миграционные настроения современной молодежи Приморского края / Е. Е. Абросимова, Э. У. Ягафарова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2022. – Т. 14. – № 3(56). – С. 189–198. – DOI 10.24866/VVSU/2073-3984/2022-3/189-198. – EDN KVBONS.
2. Багдасарьян Н. Г. Аспирантура регионального вуза: проблемы и пути решения / Н. Г. Багдасарьян, Т. В. Балуева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2022. – № 5. – С. 373–393. – DOI 10.14515/monitoring.2022.5.2200.
3. Бедный Б. И. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития / Б. И. Бедный, Е. В. Чупрунов // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 3. – С. 9–20. – DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20. – EDN IQOEYY.
4. Володина Е. Д. Методика итеративного управления формированием в высшей школе кадрового потенциала науки / Е. Д. Володина // Известия Института инженерной физики. – 2014. – № 3(33). – С. 93–100. – EDN SXGNRH.
5. Гусев А. Б. Развитие аспирантуры в России: проблемы и решения / А. Б. Гусев // Наука. Инновации. Образование. – 2015. – Т. 10. – № 1. – С. 196–224. – EDN UKTDBB.
6. Емелин Н. М. Мониторинг и оценка рейтинга наукоградов / Н. М. Емелин, Е. Д. Володина, П. А. Рябов // Мониторинг. Наука и технологии. – 2019. – № 4(42). – С. 99–103. – DOI 10.25714/MNT.2019.42.013. – EDN KHAFAW.
7. Михалкина Е. В. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? / Е. В. Михалкина, Л. С. Скачкова, О. Я. Герасимова // Terra Economicus. – 2019. – Т. 17. – № 4. – С. 148–173. – DOI 10.23683/2073-6606-2019-17-4-148-173. – EDN XBGNWI.
8. Нефедова А. И. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов / А. И. Нефедова, Е. Л. Дьяченко // Мир России. Социология. Этнология. – 2019. – Т. 28. – № 4. – С. 92–111. – DOI 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92–111. – EDN OAHNRS.
9. Ростовская Т. К. На пути к возрождению демографического образования в современной России / Т. К. Ростовская, О. А. Золотарева // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2022. – Т. 8. – № 1. – С. 3-14. – DOI 10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-1. – EDN IOQXTI.
10. Сенашенко В. С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования / В. С. Сенашенко // Высшее образование в России. – 2016. – № 3. – С. 33–43. – EDN VQALBF.
11. Сторожук А. Ю. Последствия реформы ВАК: разрушение системы воспроизводства научных кадров / А. Ю. Сторожук // Идеи и идеалы. – 2019. – Т. 11. – № 4-1. – С. 178–193. – DOI 10.17212/2075-0862-2019-11.4.1-178-193. – EDN WYBARE.
12. Тезйел А. Х. Российская аспирантура после ее реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов / А. Х. Тезйел // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – № 68. – С. 493–512. – EDN XUMNWP.
13. Терентьев Е. А. Кризис Российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления / Е. А. Терентьев, С. К. Бекова, Н. Г. Малошонок // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Т. 22. – № 5(117). – С. 54–66. – DOI 10.15826/umpa.2018.05.049. – EDN YVZMBF.
14. Хван И. С. Реформа системы институтов развития Дальнего Востока: направления и задачи / И. С. Хван // Власть и управление на Востоке России. – 2020. – № 4(93). – С. 101–108. – DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-101-108. – EDN TJOOZN.
15. Шапиева А. В. Гражданская наука: аспекты формирования на Дальнем Востоке / А. В. Шапиева // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы IХ Международной научно-практической конференции, Нижневартовск, 10 ноября 2021 года / Отв. редактор Д. А. Погонышев. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. – С. 237–242. – DOI 10.36906/KSP-2021/34. – EDN HEEHGN.
16. Maloshonok N. National Barriers to the Completion of Doctoral Pro-grams at Russian Universities // N. Maloshonok, E. Terentev. Higher Education. – 2019. – Vol.77. – No.2. – P. 195–211. – DOI 10.1007/s10734-018-0267-9.
17. Georgiana M. Understanding Higher Education // M. Georgiana, A. Philip, de Wit, Hans. Higher Education Internationalization: Insights from Key Global Publications. – 2017. – DOI 10.1007/978-94-6351-161-2.
18. Wollast Robin et al. “Who Are the Doctoral Students Who Drop Out?” Factors Associated with the Rate of Doctoral Degree Completion in Universities // International Journal of Higher Education – 2018.
19. Karakose T. Post-Graduate Students’ Perceptions Regarding Effectiveness of Mentoring Relationship at Universities // T. Karakose, R. Yirci, H. Uygun, T. Y. – Ozdemir. Revista de cercetare si interventie sociala. – 2016. – Vol. 52. – P. 252–264.
20. Kimani E. N. Challenges in Quality Control for Postgraduate Supervision // International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE). – Vol. 1. – Issue 9. – September 2014. – P. 63–70.
21. Gokhberg L. Rethinking the Doctoral Degrees in the Changing Labor Market Context // L. Gokhberg, N. Shmatko, L. Auriol. The Science and Technology Labor Force: The Value of Doctorate Holders and Development of Professional Careers (eds. Gokhberg L. Shmatko N. A., Auriol L.), Springer. – 2016. – P. 1–7.
2. Багдасарьян Н. Г. Аспирантура регионального вуза: проблемы и пути решения / Н. Г. Багдасарьян, Т. В. Балуева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2022. – № 5. – С. 373–393. – DOI 10.14515/monitoring.2022.5.2200.
3. Бедный Б. И. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития / Б. И. Бедный, Е. В. Чупрунов // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 3. – С. 9–20. – DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20. – EDN IQOEYY.
4. Володина Е. Д. Методика итеративного управления формированием в высшей школе кадрового потенциала науки / Е. Д. Володина // Известия Института инженерной физики. – 2014. – № 3(33). – С. 93–100. – EDN SXGNRH.
5. Гусев А. Б. Развитие аспирантуры в России: проблемы и решения / А. Б. Гусев // Наука. Инновации. Образование. – 2015. – Т. 10. – № 1. – С. 196–224. – EDN UKTDBB.
6. Емелин Н. М. Мониторинг и оценка рейтинга наукоградов / Н. М. Емелин, Е. Д. Володина, П. А. Рябов // Мониторинг. Наука и технологии. – 2019. – № 4(42). – С. 99–103. – DOI 10.25714/MNT.2019.42.013. – EDN KHAFAW.
7. Михалкина Е. В. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? / Е. В. Михалкина, Л. С. Скачкова, О. Я. Герасимова // Terra Economicus. – 2019. – Т. 17. – № 4. – С. 148–173. – DOI 10.23683/2073-6606-2019-17-4-148-173. – EDN XBGNWI.
8. Нефедова А. И. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов / А. И. Нефедова, Е. Л. Дьяченко // Мир России. Социология. Этнология. – 2019. – Т. 28. – № 4. – С. 92–111. – DOI 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92–111. – EDN OAHNRS.
9. Ростовская Т. К. На пути к возрождению демографического образования в современной России / Т. К. Ростовская, О. А. Золотарева // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2022. – Т. 8. – № 1. – С. 3-14. – DOI 10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-1. – EDN IOQXTI.
10. Сенашенко В. С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования / В. С. Сенашенко // Высшее образование в России. – 2016. – № 3. – С. 33–43. – EDN VQALBF.
11. Сторожук А. Ю. Последствия реформы ВАК: разрушение системы воспроизводства научных кадров / А. Ю. Сторожук // Идеи и идеалы. – 2019. – Т. 11. – № 4-1. – С. 178–193. – DOI 10.17212/2075-0862-2019-11.4.1-178-193. – EDN WYBARE.
12. Тезйел А. Х. Российская аспирантура после ее реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов / А. Х. Тезйел // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – № 68. – С. 493–512. – EDN XUMNWP.
13. Терентьев Е. А. Кризис Российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления / Е. А. Терентьев, С. К. Бекова, Н. Г. Малошонок // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Т. 22. – № 5(117). – С. 54–66. – DOI 10.15826/umpa.2018.05.049. – EDN YVZMBF.
14. Хван И. С. Реформа системы институтов развития Дальнего Востока: направления и задачи / И. С. Хван // Власть и управление на Востоке России. – 2020. – № 4(93). – С. 101–108. – DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-101-108. – EDN TJOOZN.
15. Шапиева А. В. Гражданская наука: аспекты формирования на Дальнем Востоке / А. В. Шапиева // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы IХ Международной научно-практической конференции, Нижневартовск, 10 ноября 2021 года / Отв. редактор Д. А. Погонышев. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. – С. 237–242. – DOI 10.36906/KSP-2021/34. – EDN HEEHGN.
16. Maloshonok N. National Barriers to the Completion of Doctoral Pro-grams at Russian Universities // N. Maloshonok, E. Terentev. Higher Education. – 2019. – Vol.77. – No.2. – P. 195–211. – DOI 10.1007/s10734-018-0267-9.
17. Georgiana M. Understanding Higher Education // M. Georgiana, A. Philip, de Wit, Hans. Higher Education Internationalization: Insights from Key Global Publications. – 2017. – DOI 10.1007/978-94-6351-161-2.
18. Wollast Robin et al. “Who Are the Doctoral Students Who Drop Out?” Factors Associated with the Rate of Doctoral Degree Completion in Universities // International Journal of Higher Education – 2018.
19. Karakose T. Post-Graduate Students’ Perceptions Regarding Effectiveness of Mentoring Relationship at Universities // T. Karakose, R. Yirci, H. Uygun, T. Y. – Ozdemir. Revista de cercetare si interventie sociala. – 2016. – Vol. 52. – P. 252–264.
20. Kimani E. N. Challenges in Quality Control for Postgraduate Supervision // International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE). – Vol. 1. – Issue 9. – September 2014. – P. 63–70.
21. Gokhberg L. Rethinking the Doctoral Degrees in the Changing Labor Market Context // L. Gokhberg, N. Shmatko, L. Auriol. The Science and Technology Labor Force: The Value of Doctorate Holders and Development of Professional Careers (eds. Gokhberg L. Shmatko N. A., Auriol L.), Springer. – 2016. – P. 1–7.
Статья
Поступила: 25.11.2022
Опубликована: 25.12.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Шапиева, А. В. (2022). Воспроизводство научных кадров на Дальнем Востоке. Гуманитарий Юга России, 11(6), 161-179. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.9
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ